Мы часто говорим про стратегии устойчивого развития билайна и уделяем этому особое внимание в рамках работы и развития компании. Но, возможно, не все знакомы с понятием ESG или имеют поверхностные знания о том, что это такое, зачем это нужно и как стратегия по устойчивому развитию влияет и на деятельность компании, и на выбор клиентов. Зачем устойчивое развитие бизнесу, какие вопросы сейчас в фокусе и как опрос стейкхолдеров меняет отчет билайна — объясняют руководитель по устойчивому развитию билайна Евгения Чистова и менеджер проекта по подготовке отчета Анастасия Потапова.

Ежегодно мы подготавливаем отчет по реализации нашей стратегии социального и экологического влияния. ESG-стратегия строится на соответствии ключевым принципам, с ними можно ознакомиться на сайте компании. Мы стремимся, чтобы наши отчеты были точны, сбалансированы, ясны, сопоставимы, надежны, своевременны. Чтобы узнать, какие сферы наиболее интересны и важны нашим клиентам и заинтересованным сторонам, чтобы рассказывать о деятельности компании более ориентировано, в рамках подготовки отчета мы проводим опрос. Принять в нем участие и повлиять на раскрытие билайна в области устойчивого развития может любой желающий. ​​

ESG — что это такое?

Если говорить простыми словами, то ESG — это ответственное отношение компании к вопросам экологии, открытость компании, а также социальные проекты, включая заботу о сотрудниках, программы содействия реализации ключевых задач страны, повышение комфорта и безопасности наших городов и многое другое, что компания делает.

Аббревиатура расшифровывается так:

  • E — environment — ответственное отношение к окружающей среде; 
  • S — social — социальная ответственность; 
  • G — governance — высокое качество корпоративного управления.

Часто, говоря про ESG, также употребляют термин «устойчивое развитие». Что, в свою очередь, означает развитие без ущерба для будущих поколений. В широком смысле — это комплекс мер, направленных на удовлетворение текущих потребностей общества при сохранении окружающей среды и ресурсов (то есть удовлетворять свои собственные потребности без ущерба для возможности будущих поколений). По сути, ESG — это количественные и качественные метрики управления вышеуказанными аспектами с целью управления процессом устойчивого развития. Таким образом, мы не говорим о каких-то отвлеченных понятиях, мы говорим о настоящих бизнес-показателях в контексте влияния на развитие общества.

Что такое ESG-отчет и для чего он нужен?

Это раскрытие данных о деятельности компании в сфере экологического, социального влияния и аспектов корпоративного управления. С отчетом билайна за 2021 год вы можете ознакомиться здесь. В последние годы нефинансовая отчетность стала важной частью общего раскрытия эффективности деятельности, она влияет на восприятие устойчивости компании инвесторами, государством и клиентами, заверяется внешними аудиторами. На основе ESG-отчета компании присваиваются важные финансовые индексы, определяются позиции в публичных рейтингах, показатели используются при заполнении документации в тендерах B2B.

Формирование ESG-отчетности регулируется различными отечественными и международными стандартами, основными из которых являются международные стандарты отчетности в области устойчивого развития GRI (Global Reporting Initiative).

Мы не только опираемся на мировой стандарт отчетности по ESG, но и говорим об актуальных вопросах. Сейчас мир меняется так быстро, и в фокусе, помимо экологии и инклюзии, появляются различные внешние факторы вроде пандемии или изменений в геополитической ситуации.

Управление ESG-рисками и ежегодный отчет позволяют нам не только фокусироваться на этих темах, но и рассказывать нашим акционерам, партнерам, и клиентам о том, что мы сделали в рамках всех этих направлений и ситуаций. Это делает нас открытыми не только по отношению ко всем заинтересованным сторонам, но и в первую очередь к своим клиентам. Нам важно, чтобы клиент понимал, за что и почему он нас выбирает.

Как опрос влияет на содержание отчета?

Опрос в рамках подготовки ESG-отчета мы проводим ежегодно. Наполнение отчета формируется по существенным темам, которые определены в результате опроса, как наиболее значимые различными группами стейкхолдеров. 

Например, по итогам прошлого года среди клиентов билайна наиболее значимыми темами были отмечены «качество связи и развитие телекоммуникационной инфраструктуры», «вклад в развитие цифровой экономики России», «защита персональных данных, информационная безопасность, защита детей и старшего поколения онлайн». 

Принять участие в опросе и повлиять на наше раскрытие в ESG-повестке может каждый, кому интересна деятельность билайна. Так мы сможем понять, какие сферы наиболее интересны и важны нашим клиентам и заинтересованным сторонам, чтобы рассказать о деятельности компании более ориентированно. Принять участие в нашем опросе можно здесь.

Тренд vs необходимость

Последние два года тема ESG все чаще обсуждается и появляется в СМИ. Проводится огромное количество исследований, конференций, посвященных устойчивому развитию, сами компании активно транслируют вовне свои проекты в этой сфере. Все активно обсуждали климат, климатическую стратегию, углеродную нейтральность, подписывали различные соглашения — казалось, что другой повестки нет. Главное, что в российском бизнесе тоже возникло колоссальное внимание к этой теме и к этой проблематике. Был создан национальный ESG-альянс крупнейших организаций для объединения усилий и возможностей на пути перехода к устойчивым моделям развития.

В связи с дестабилизацией политической ситуации менялась и актуальность повестки в мире и в России. В целом, с учетом сегодняшней ситуации мы понимаем, что мы можем отказаться от аббревиатуры ESG. Сейчас уже ищут альтернативные русские названия, например, ЭКГ — экология, кадры, государство. Но от сложившегося понятийного аппарата, от задач, которые решает повестка, отказаться сегодня практически невозможно и точно не нужно, потому что именно они имеют значение и для широкого контекста: для страны, для людей и для бизнеса.

В конечном итоге бизнес берет вектор работы с людьми и для людей. Благополучие бизнеса в целом зависит от того, каким будет общество, будет ли оно развиваться и будет ли оно заинтересовано в услугах, будет ли иметь возможность пользоваться ими.

Что значит «использовать силу бренда»?

Основная цель билайна в области устойчивого развития — использовать свою бизнес-экспертизу, силу бренда и технологические ресурсы для достижения экономического, социального и экологического прогресса и улучшения жизни людей с помощью цифровых технологий. Если про влияние с помощью технологий все более-менее понятно: мы оператор, который создает и развивает цифровые решения, которые значимо влияют на общее благополучие, безопасность и комфорт общества, то что мы имеем в виду, говоря о силе бренда? В случае с билайном мы уверены, что бренд, которому люди доверяют, может действительно помогать решать сложные социальные проблемы, поднимая важные темы и вместе с государством, благотворительными фондами и просто неравнодушными людьми, стараясь найти и внедрить работающие решения.

По данным независимого исследовательского агентства полного цикла MAGRAM Market Research, почти 70% опрошенных хотят испытывать эмоциональную связь с брендами, а бренд для отдельной части респондентов — это не просто уникальный символ или логотип, а в первую очередь — это его действия и поведение, социальная активность.

Использовать силу бренда — это иметь смелость поднимать важные для общества темы и браться за их решение. Например, строить систему помощи и поиска в рамках глобальной заботы о людях. Или инклюзия — с помощью технологий помогать преодолевать сложные жизненные ситуации и строить более справедливый мир, где равные возможности — образование, работа, востребованность — не пустые слова.

В фокусе билайна находится разработка эффективных систем поиска пропавших людей и реагирования на чрезвычайные ситуации, обеспечение равного и бесперебойного доступа к социальным сервисам, образованию и здравоохранению, цифровизация экономики, поддержка разнообразия и доступности сервисов для старшего населения, людей с инвалидностью, опытом миграции и вынужденного переселения. В частности, это более 10-летнее сотрудничество с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт»; платформа «билайн.инклюзия», которая объединила в себе собственные инклюзивные программы и инициативы партнеров; сотрудничество с проектом «Моторика», разрабатывающим современные функциональные протезы для рук и устройства по удаленному мониторингу ассистивных устройств.

Что дает ESG бизнесу?

ESG-аспекты сейчас как никогда связаны с бизнес-метриками, но новые вызовы, безусловно, поднимали вопрос о целесообразности сохранения фокуса на устойчивое развитие — в частности, на вопросах экологии и необходимости сохранять нефинансовую отчетность.

Для того, чтобы еще раз измерить и подтвердить влияние ESG-повестки на устойчивость бизнеса, билайн провел собственное исследование. Одним из фокусов исследования стало сохранение устойчивости взаимоотношений с корпоративными клиентами: для многих из них ответственная цепочка поставок продолжает играть важную роль. ESG-стратегия оказалась важной частью устойчивости бизнеса даже в сложные времена. 

В текущих условиях корпоративные клиенты очень динамично переориентируют свои бизнесы на тихоокеанские рынки, а требования азиатских бирж к ESG-аспектам деятельности иногда превышают западноевропейские. Поэтому нам и нашим клиентам важно сохранить практически-реализуемый и подтвержденный контур ответственной цепочки поставок, в который входит большой перечень параметров, в том числе оценка экономического и социально-гуманитарного воздействия.

Итак, мы видим, что, с одной стороны, ESG — это управление рисками, прежде всего социального и экологического влияния, а на управление этими рисками смотрят несколько групп стейкхолдеров, а с другой — это запрос общества, который является потребителем услуг бизнеса. Например, инвесторы оценивают потенциал компании в том числе через призму ESG: насколько компания устойчива, насколько она может адекватно ответить на развитие государственных инициатив, подвержена ли рискам социального несогласия, как компания способна смотреть в будущее и взаимодействовать с международным и локальным законодательством именно в области социального и экологического взаимодействия в долгосрочной перспективе, как компания работает с новыми возможностями, которые дает ESG-повестка — например, развитием новых социальных и экологических сервисов как для частных клиентов, так и для цифровизации и минимизации экологического влияния других индустрий.

Проблемы сегодняшнего времени вывели на первый план социальную повестку. Поддержка людей; программы заботы и помощи; развитие системных решений, связанных с решением важных социальных задач; развитием медицины; образования; развитие IT и технологических компетенций и другое. При этом важно отметить, что и климатическая повестка, включая развитие нового законодательства, анализ влияния на бизнес разнообразных физических аспектов изменения климата и т.д., остаются в фокусе внимания. Потому что в конечном счете именно экологическое благополучие планеты определяет возможности долгосрочного экономического и социального роста.


ESG — что это такое? Что такое ESG-отчет и для чего он нужен? Как опрос влияет на содержание отчета? Тренд vs необходимость Что значит «использовать силу бренда»? Что дает ESG бизнесу?