билайн внимательно отслеживает не только появление новых схем мошенничества, но и то, как борьба с фродом влияет на ситуацию. Из последних трендов — с помощью смс. Об этом на пресс-конференции «Телефонное мошенничество: схемы, масштабы и меры противодействия» рассказал директор по управлению уровнем фрода в билайне Петр Алферов.
В сообщении абоненту говорится о якобы совершенной попытке входа в учетную запись Госуслуг. Чтобы сменить пароль от портала, нужно позвонить по номеру, указанному в фейковом смс. Таким образом жертву вынуждают самостоятельно позвонить мошенникам.
«Сейчас мы совместно с коллегами перестраиваем наши антифрод-процессы, чтобы купировать эту ситуацию, блокировать эти исходящие звонки клиентов мошенникам. И с нашей стороны, со стороны защиты это также большой процесс перестройки нашей обороны», — сообщил Алферов.
Участники конференции обсуждали поправки в закон о связи, которые с 1 января 2025 года постепенно начнут вступать в силу. Помогут ли нововведения повлиять на ситуацию, как билайн защищает своих клиентов и почему мошенника стали атаковать в мессенджерах — приводим тезисы директора по управлению уровнем фрода в билайне Петра Алферова.
О борьбе с телефонными мошенниками и результатах
Расскажу о проблеме мошенничества с точки зрения оператора, о том, что мы делаем для борьбы с мошенничеством и как меняется ситуация. На данный момент мы фиксируем, что вектор мошеннических атак кардинально меняется. То есть та работа, которую проводит регулятор и операторы в части противодействия фроду, имеет свои результаты. Мы видим, что платформа верификации Роскомнадзора, индивидуальные продукты оператора, такие как «Купол защиты», помогают на сегодняшний день только на сети «ВымпелКома» защищать порядка 150 000 абонентов ежедневно, вот такой масштаб.
Про мошенников в мессенджерах и способах защиты
Теперь о том, как под действиями регулятора и операторов меняется ситуация. Мошенничество начало стремительно перемещаться в мессенджеры. Мы видим, что порядка 80% звонков наши абоненты получают именно в мессенджерах. Мы начинаем бороться и с этой проблемой. Совместно с коллегами из Сбера мы внедрили функционал, который может помогать защищать нашего общего пользователя, клиента, и в мессенджерах.
Но если функциональность в части телефонии мы включаем безакцептно для всех наших пользователей, то мессенджеры технически устроены так, что пользователь должен самостоятельно активировать эту опцию в приложении билайн. Именно поэтому проникновение этой нашей защиты существенно меньше. И совместно со Сбером мы вовлекаем наших клиентов в то, чтобы они этим пользовались, но пока этого недостаточно, чтобы серьезно переломить ситуацию.
Узнать о том, как настроить защиту билайна в мессенджерах, можно здесь. Это бесплатно
О нововведениях
О Федеральном законе №303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: о связанных с законом затратах операторов и о том, почему ограничения по продаже сим-карт для иностранцев жестче, чем для россиян.
Мы стараемся смотреть на эти ограничения и пороги с точки зрения нормального потребления. С точки зрения математики и среднего потребления сим-карт очень хорошо видно, что у иностранцев количество оформленных сим-карт меньше, что потребность в таком большом количестве симок не настолько высокая. У россиян иногда могут быть оформлены карты, например, на всю семью: на детей, на взрослых родителей, еще на кого-то, и поэтому оформленных симок там больше.
Наблюдать за тем, какое количество сим-карт зарегистрировано на Госуслугах, также нужно при нормальном потреблении. Часто люди пользуются симками, например, для интернета: приобрели несколько карточек, попользовались, и когда сим-карта стала не нужна, ее выбросили, а она будет светиться в Госуслугах, и от нее нужно будет отказаться. Это будет удобный механизм для того, чтобы контролировать количество ваших сим-карт.
По поводу затрат операторов
Мы, в принципе, очень поддерживаем этот законопроект, эту инициативу. Нам кажется, что она существенно улучшит ситуацию с мошенничеством. Мы обязательно вернемся к этому. Наши аналитики как раз сейчас детально анализируют, как изменятся процессы, насколько они будут удобны и насколько возрастут затраты операторов.
О создании единой платформы обмена информацией
Как оператор мы активно поддерживаем инициативу о создании единой платформы обмена информацией между банками, операторами связи и цифровыми платформами в целях борьбы с мошенничеством. По моему мнению, возможности индивидуальных прорывов операторов или банков уже исчерпаны. И сейчас существенные изменения в противодействии мошенничеству могут быть только за счет объединения нескольких участников.
Мне кажется, что у всех у нас есть один гражданин, он же один человек, один потребитель. И вокруг этого единого клиента сформирована достаточно большая цифровая экономика: это и Госуслуги, и банки, и операторы, мессенджеры, соцсети, маркетплейсы и так далее. И все вместе мы должны построить вокруг этого нашего одного человека единую межотраслевую защиту, и создание специальной платформы – как раз про это.
Полную запись пресс-конференции вы можете посмотреть по этой ссылке.