На этой неделе замглавы Минцифры Александр Шойтов в интервью РИА «Новости» рассказал, что российские власти разрабатывают полноценный закон об искусственном интеллекте, чтобы регулировать эту сферу, а изменения будут поэтапными в пилотных проектах. И у меня, как у представителя бизнеса, который развивается в этом направлении много лет, есть несколько рассуждений по этому поводу. 

В законе, очевидно, должны быть пункты, которые регламентируют сокращение рисков применения ИИ в тех сферах, где это может угрожать жизни и здоровью людей. Это, в первую очередь, здравоохранение, транспорт, промышленность, беспилотники и так далее. Тем не менее нужно крайне аккуратно подходить к тому, какие направления выбирать для регулирования в первую очередь.  

Закон об ИИ, как и любое регулирование, наверняка будет включать ряд ограничений, при этом важно, чтобы они не затрагивали потенциал развития подобных технологий и никак не ограничивали бизнес с точки зрения создания и применения этих технологий. Если будет как в истории с регулированием работы с данными и их монетизации, то процесс затянется и будет происходить не так быстро, как хотелось бы. Мы видим, что в европейских странах, где эти сферы сильно зарегулированы, идёт очень большое отставание по всем направлениям в сравнении, например, с Азией или Америкой, где регулирование всё-таки идёт в достаточно консервативном ключе и даёт возможность компаниям развиваться. 

Россия далеко не первая страна, в которой потенциально появится закон, регулирующий развитие ИИ. В Европе, как я уже говорил, существует подобное законодательство, и там процесс регулирования ИИ пошел не по самому удачному сценарию, потому что закон много чего запрещает и тем самым не дает развиваться отрасли и бизнесу. Например, там запретили удаленную биометрическую идентификацию. Это делает невозможным любые платежи с помощью биометрии. Если в Москве можно лицом оплатить проезд в транспорте, то в Европе это невозможно. Кроме того, там запрещено использовать компьютерное зрения для определения эмоций, пола и возраста, хотя это отличная область применения для рекламных сервисов и не несет никаких рисков и ущерба для бизнеса. 

Самое главное, что закон не должен бежать впереди паровоза. Если закон выходит до масштабного применения технологий, то он обречен на неточное сформулирование и сильное ограничение развития ИИ. Закон должен возникать тогда, когда технология находит свое применение и четко понятно, какие риски она несет для общества.