Все мы разные. Кто-то спокойный, кто-то драйвовый, третий — веселый, а другой — задумчивый. Чтобы нам понять друг друга, надо услышать себя и другого, однако это не всегда получается. О том, как правильно выстраивать коммуникацию с людьми и каких принципов стоит придерживаться, рассказывает менеджер проекта модель процесса коммуникации билайн, сертифицированный тренер PCM Настя Семникова.

Фильтр восприятия

Уже который год мы наблюдаем в списках метакомпетенций актуальную для любой сферы деятельности способность выстраивать эффективные коммуникации, так как при наличии недопониманий и конфликтов многие процессы затормаживаются, а то и вовсе останавливаются.

В теме коммуникаций хочется вспомнить трансакционный анализ Эрика Берна, который говорит нам, что любая коммуникация с миром происходит через чувства, действия или мысли. Его ученик, Тайби Келлер, развил эту теорию, создав модель процесса коммуникации, раскрывающую особенности того, через что люди взаимодействуют с миром. Это называется фильтр восприятия. 

Фильтр восприятия — это способ восприятия окружающего мира. То есть фильтр, через который мы воспринимаем действительность. Всего выделяют шесть разновидностей.

фильтры восприятия.jpg

Как определить фильтр?

Любую речь или текст можно разложить по этим фильтрам. По тому, каких слов, подходящих под тот или иной фильтр, больше, можно предположить, какой именно тип личности у человека доминирует. Так, вы можете оценить как себя, так и человека, с которым взаимодействуете. В помощь нам идут не только слова, но и невербальное поведение, то есть мимика, жесты, позы, тон и громкость голоса.

Поняв, какой фильтр использует собеседник, мы сможем с ним лучше коммуницировать. Его логика и стиль общения нам станут более понятны, и это позволит разговаривать на одном языке с конкретным человеком, быстрее договариваться и слышать друг друга.

Типы личности

Предпочтение использовать тот или иной фильтр восприятия определяется базовым типом личности.

  1. логик 1.jpg
  2. упорный 2.jpg
  3. душевный 3.jpg
  4. мечтатель 3 .jpg
  5. бунтарь 4.jpg
  6. деятель 6.jpg

Немного статистики. Перед вами данные с процентным распределением по базовому типу личности среди более чем 1,5 млн профилированных по моделям.

немного статистики.jpg

Хорошая новость: все эти типы личности с этими фильтрами есть в каждом из нас. Поэтому мы в состоянии поговорить на любом из этих шести «языков». Однако у каждого есть любимый и самый комфортный, который соответствует его базовому типу личности, с которым он родился. Поэтому, когда мы слышим «не свой» язык общения — это может порождать недопонимание, дискомфорт и даже конфликты.

Договориться нам помогут два простых шага:

  1. Понять, с каким ярко выраженным типом личности человек перед нами.
  2. Использовать комфортный для него язык общения. 

Главное условие: это сохранение позиции «о’кей-о'кей». Это когда я в коммуникации отношусь к человеку по-партнерски: не думаю, что я хуже или лучше его, и не считаю его хуже или лучше себя.

Модель в полном ее описании содержит массу инструментов по построению коммуникаций, работы с собственным стрессом и стрессом собеседника. Приглашаю вас в мир механики и математики коммуникации для повышения собственной эффективности или просто для получения еще большего удовольствия от общения. Приходите к нам в билайн университет, поисследуем вместе!

Хотите узнать, суперсила какого типа личности в вас преобладает и какие ваши качества проявлены в большей степени? Запишитесь на тренинг по PCM — отправьте нам письмо на почту beelineeducation@beeline.ru с темой «PCM».