Применение технологий искусственного интеллекта российскими компаниями и предприятиями станет обязательным для получения ими субсидий от государства. Такой подход, как заявил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, будет тестироваться уже в следующем году. Пока речь идет о предприятиях, работающих в приоритетных для страны направлениях и годовая выручка которых превышает 800 млн рублей.

На мой взгляд, решение об обязательном внедрении искусственного интеллекта для получения субсидий от государства позитивно скажется на процессе внедрения технологий, особенно на производстве, в медицине, социальной сфере. Финтех и ритейл, например, уже почувствовали эффект и активно внедряют ИИ-решения без субсидий.

Есть вероятность, что предприятия уйдут в пилоты или ограничатся одним-двумя решениями, достаточными для получения субсидий; тем не менее вектор поставлен верно, и подключение даже одного инновационного продукта неизбежно повлечет внедрение других. Мы видим, что те, кто уже убедился в эффективности работы автоматизированных систем, не возвращаются к контролю процессов человеком, будь то вопросы промышленной и физической безопасности сотрудников или привлечение туристов в регион, открытие новых локаций бизнеса.

Уверен, что такое решение неизбежно приведет к резкой цифровизации экономики и качественному повышению ее уровня развития, а также простимулирует разработчиков выводить на рынок новые основательные решения.

Сейчас мы наблюдаем, что производственные предприятия непрерывного цикла уже серьезно внедряют ИИ-решения с целью уменьшения затрат и увеличения производительности имеющегося парка оборудования и персонала. А для этого необходимо по-новому подходить к производству и контролю качества выпускаемой продукции, вопросу оптимизации загрузки складов и выстраиванию цепочки поставок готовой продукции. В этом помогает искусственный интеллект.

Уже значительное время наблюдается повышенный интерес к внедрению ИИ в управление основными средствами производства, которые помогают предсказать скорый выход из строя оборудования или предотвратить перерасход сырья и подсветить другие негативные факторы, влияющие на процесс. Банки и страховые компании давно опираются на математические модели в формировании индивидуальных предложений клиентам, а бренды размещают рекламу там, где ее, скорее всего, увидит целевая аудитория.

Повсеместная автоматизация предприятий и оптимизация производственных циклов не позволяют рассчитывать только на силы сотрудников при инспекции производственного процесса. Цена ошибки становится все более весомой, поэтому знания, получаемые ИИ в процессе самообучения, востребованы и даже необходимы. Хорошо, что государство способствует развитию такого сценария.