Ростов вошёл в топ-5 городов РФ, где проживают потенциальные жертвы злоумышленников, уступив Москве, Санкт-Петербургу, Ставрополю и Казани. По статистике билайна, с начала года мошенники 440 тысяч раз пытались обмануть по телефону жителей региона старше 60 лет. Однако у злоумышленников ничего не вышло.

Всего с начала 2024 года в Ростовской области телефонные мошенники совершили 1,5 млн звонков. Рассказываем, за счёт чего сотовому оператору удаётся отражать атаки злоумышленников и какие бесплатные сервисы можно подключить самостоятельно для защиты от них.

Обман на четверть триллиона

Телефонные мошенники в 2023 году украли у россиян космическую сумму — 250 миллиардов рублей. В билайне изучили причины телефонного мошенничества и сняли фильм-расследование «Тёмная сторона телекома». Он рассказывает о ситуации с неидентифицированными SIM-картами, которые широко используют злоумышленники и спамеры.

Схем обмана становится всё больше. Как считают топ-менеджеры компании, противостоять им можно только совместными усилиями телеком-операторов и государства. Опыт успешной работы есть. Так, с 1 января 2024 года только билайн в разных регионах России предотвратил более 45 миллионов звонков от мошенников.

DSC_2889.jpg

Защитили 4 миллиона клиентов

По данным билайна, в Ростовской области мошенники чаще звонят мужчинам (57% от общего количества таких звонков). Средний возраст мужчин, которые сталкиваются с попыткой обмана, — 42 года, женщин — 45 лет, уточнила директор Южного региона билайна Светлана Кострицына.

«С начала года мы защитили в регионах России почти 4 миллиона своих клиентов. Это на 50% больше, чем в 2023 году», — добавила она.

Клиенты под «Куполом»

Отражать атаки злоумышленников оператору помогают новые технологии.

В частности, билайн создал для абонентов «Купол безопасности» — систему, которая автоматически блокирует мошеннический трафик. Злоумышленники бывают весьма настойчивы: в Ростовской области самый активный из них всего за 4 минуты совершил 238 вызовов. «Купол» защищает от подобных действий. Если при мошеннической атаке звонки следуют один за другим, на короткое время полностью блокируются все входящие вызовы, пояснили в компании.

Если антифрод-система хотя бы на 1% не уверена, что вызов мошеннический, на экране смартфона появляется предупреждение. Тогда абонент сам принимает решение, отвечать ему на звонок или нет.

Быстрая реакция и помощь

Также билайн запустил группу быстрого реагирования. Это часть контактного центра, созданная для экстренной помощи. Если клиент считает, что он оказался под воздействием злоумышленников, он может набрать 0611 или написать в чат мобильного приложения. Важно, что в такой ситуации подключатся не боты, а живые люди — специально подготовленные сотрудники.

Помимо общей технологической защиты пользователей компании, у нее есть новые сервисы, которые помогают клиентам в борьбе со спамом и мошенничеством. Например, «Виртуальный помощник» (можно бесплатно подключить в мобильном приложении билайн). Он работает как антиспам-фильтр и личный цифровой ассистент. Сервис предупреждает абонентов о нехорошем звонке — выводит информацию на экран смартфона.

Абонент также может выбрать, какие звонки ему блокировать: только от спамеров или от спамеров и мошенников. В обоих случаях помощник запишет разговор, пояснила Светлана Кострицына

«Если у клиента базовая версия, то запись будет доступна в приложении билайн в виде аудиофайла, если версия PRO — то в виде текста в Telegram», — уточнила топ-менеджер.

Комплексный подход

Оператор выступает за комплексный подход к безопасности в разных ситуациях. Например, он ввёл двухфакторную авторизацию для защиты от мошеннической замены SIM-карт. Опция «Поддержка при нуле» позволяет оставаться на связи с близкими и пользоваться мобильными сервисами даже при отрицательном балансе. С сервисом «Семья рядом» можно делиться с родными геолокацией.

«Теперь мы смотрим на все проекты через “очки безопасности”, в том числе на развитие сети», — пояснила Светлана Кострицына.

DSC_3047.jpg

Умная и безопасная сеть

По мнению директора Ростовского отделения билайн Виктора Решетникова, современная мобильная связь — это комфортное общение с близкими, оперативный доступ к информации и многое другое.

«Для повышения надёжности сети мы используем разные технологии. В результате получается “умная сеть”», — объяснил руководитель.

Элементами такой smart-сети стали рефарминг (ускоряет интернет), SON (подстраивает сеть под клиента), «Виртуальный эксперт» (непрерывно мониторит телеком-оборудование с помощью искусственного интеллекта) и VoWiFi (технология повышает качество звонков, в частности, на последних этажах высоток).

Надёжность работы всех сервисов оператора оценили эксперты. Так, по результатам исследования ComNews Research, в марте 2024 года билайн был признан самым безопасным российским оператором среди сотовых операторов BIG4 по комплексу защищенности абонентов от фрода, спама и распространения «серых» SIM-карт на онлайн-биржах.

Обман на четверть триллиона Защитили 4 миллиона клиентов Клиенты под «Куполом» Быстрая реакция и помощь Комплексный подход Умная и безопасная сеть