билайн более 10 лет сотрудничает с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт», предоставляя ему технологическую инфраструктуру для поисков: от горячей линии и смс-информирования до искусственного интеллекта и размещения ориентировок с помощью технологий больших данных.

Для поисково-спасательных операций в осенне-зимний период билайн передал в распоряжение отряда программно-аппаратный комплекс (ПАК), готовый к работе практически в любых погодных условиях — и в минусовую погоду, и в дождь, и в метель. ПАК состоит из дрона с полетной дальностью до 25 км, мощного тепловизора и нейросети «Beeline AI — поиск людей». Три таких устройства поступили в распоряжение «ЛизаАлерт» накануне новогодних праздников в 2021 году.

Именно благодаря одному из этих дронов 19 ноября 2023 года в Московской области был найден человек. В «ЛизаАлерт» поделились подробной историей о том, как проходила операция по спасению.

История спасения

В воскресенье, 19 ноября, в Лотошинском городском округе потерялся мужчина. Он оказался в поле, не смог найти дорогу домой и был дезориентирован. Мужчина набрал 112, и сотрудники Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) передали заявку в поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт». В этот момент оперативный дежурный Елена (позывной «Арвен») заканчивала смену, как вдруг увидела в чате сообщение: «Срочно! Пропавший на связи». К ситуации подключилась коллега Елена (позывной «Дру»), специалист направления «Лес на связи», и начала работу.

Елена («Арвен»): «Я уже сдала смену Яне (позывной «Запорожец»), но вижу, что Лена («Дру») передает заявку на запуск актива – телефон пропавшего уже разряжен».

По поиску мужчины уже работали спасатели и родственники. Последнее, что он успел им сказать, перед тем, как телефон разрядился, что он замерзает.

Яна («Запорожец»): «Реагировать надо немедленно, у нас очень мало времени. В лучшем случае – несколько часов. Вместе с дежурным инфоргом публикуем в сети информацию о выезде – отзывается один человек из группы быстрого реагирования (ГБР). Вызываем дежурную двойку группы специального назначения (ГСН) и кинолога Ирину (позывной «Евра»). Ребята собираются очень быстро – дорога до места займет около трех часов».

Елена («Арвен») возвращается на дежурство, и вместе с коллегами они распределяют задачи: 

«Я внимательно читаю заявку из Лотошино. Вспоминаю, что недалеко от места пропажи, буквально в нескольких десятках километров, живет руководитель направления беспилотной авиации Евгений (позывной «Евген»)».

Именно мощный квадрокоптер с тепловизором, как оценили Евгений и Елена, может дать преимущество отряду в гонке со временем — близилась ночь, на улице минус 12 градусов, пропавший может не дожить до утра.

Коллеги будят Евгения, другие собирают экипажи на выезд, а Елена рисует задачи для БПЛА.

Координатор поиска Всеволод Будкин: «История достаточно грозная – сочетание выключенного телефона, темного времени суток и мороза. В пути на место отрядный «спецназ» – ГСН, а значит, мы готовы к самым неожиданным ситуациям. Ставлю задачи для пеших поисковиков – по возможным «линейкам» (линейным ориентирам – просекам, линиям электропередач и т.д.) и ограничителям с учетом ресурса, который есть в наличии. По алгоритмам будем работать на отклик, но, возможно, пропавший уже находится в таком состоянии, что не сможет откликнуться, и обнаружить его можно только визуально».

С момента поступления запроса в направление беспилотной авиации проходит около часа — Евгений на месте, подготовил оборудование. БПЛА вылетел на задачу.

Евгений («Евген»): «Осматриваю поля с тепловизором. Сначала работаю один, через какое-то время ко мне присоединяется оперативный сотрудник с дочерью пропавшего, и примерно через час после взлета мы находим пропавшего. Он жив, но в критическом состоянии – гипотермия настолько сильная, что даже через мощный тепловизор его видно довольно плохо (то есть температура пропавшего постепенно приближается к температуре окружающей среды). Нужно срочно ехать на место. От нас до точки обнаружения – почти два километра. Самая короткая дорога упирается в ручей, через который не проедет ни одна машина. Пробуем подобраться как можно ближе к пропавшему. Осматриваю местность с воздуха, помогаю прокладывать маршрут. Большая часть машин застревает в грязи на вспаханном поле, но добровольцам, полиции и спасателям все-таки удается добраться до уже найденного мужчины. Впереди самое сложное – эвакуация…»

Евгений Слизовский (позывной «ESL») оказался на поиске случайно. Один из дежурных добровольцев заболел, а помощь в эвакуации требовалась срочно: 

«Собираться пришлось быстро – закинул в машину оборудование и помчал. Берем комплект эвакуации и спешим на место. Часть пути приходится преодолевать пешком по подмерзшей изрытой земле. На месте оказываем пострадавшему первую помощь – укутываем его в специальный термоизолирующий «кокон».

Как только пострадавший стал готов к транспортировке, его начинают эвакуировать до места, где могут оказать медицинскую помощь. К половине пятого утра он был передан в надежные руки врачей Лотошинской ЦРБ.

Что это за дрон?

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) DJI MATRICE-300 стали новым этапом развития нейросети «Beeline AI – поиск людей», разработанной билайном для ПСО «ЛизаАлерт» в 2019 году. Технология на основе сверточных нейронных сетей призвана распознавать людей или следы их присутствия на тысячах снимков с беспилотных летательных аппаратов, которые делаются во время поисков в природной среде. Это позволяет в десятки раз сократить время анализа местности и экономит физические силы людей, позволяет более оперативно принимать решение о стратегии проведения спасательной операции.

Конфигурация дронов предполагает наличие современного сверхчувствительного фотооборудования, позволяющего получить детализированные снимки с существенно большей, чем прежде, высоты — 96х46 метров. Высокое качество фотографий позволяет оптимизировать процесс обучения нейросети для распознавания людей или элементов их экипировки в осенне-зимний период.

DSC01957.jpg

DJI MATRICE-300 имеет увеличенную дальность полета (до 25 км) и оснащен мощным тепловизором, что позволяет направлению беспилотной авиации отряда осуществлять поисковые операции ночью и в холодное время года. Фотографии делаются в режиме непрерывного полета без остановок, что существенно экономит заряд аккумулятора и позволяет охватить большую площадь поисков. Ранее на исследование дроном зоны 500х500м отряд тратил 1,5-2 часа полета, теперь — 11-15 минут. Оборудование устойчиво к плохим погодным условиям и может применяться в снегопад, мелкий дождь и сильный ветер. Другие типы дронов не справляются с задачей возвратных вылетов в условиях зимы.

Каждый новый поиск пропавшего человека в отряде сравнивают с мозаикой. Стать ее важной частью может каждый, чтобы очередной запутанный пазл сложился во фразу «Найден, жив!»

По данным отряда, поиски, начавшиеся в первые три часа после пропажи человека, заканчиваются спасением в 95% случаев. При этом ключевым фактором становится количество людей, принимающих участие в спасательной операции.

Подписаться на смс-информирование о потерявших людях в вашем регионе можно на lizaalert.beeline.ru.