58% абонентов билайна уверены, что покупка смартфона ребенку — вопрос его безопасности. Об этом говорят результаты опроса, проведенного единым центром исследований билайна. Вместе с тем смартфон может становиться причиной родительского беспокойства: кажется, будто ребенок проводит в телефоне все свое свободное время, игнорируя хобби и другие занятия.

Визуалы (1).jpg

билайн, который признан ComNews самым безопасным оператором*, задал психологу билайн университета, члену Ассоциации корпоративных психологов России Елене Кречко наболевшие вопросы родителей о том, почему дети злоупотребляют гаджетами, сколько можно проводить времени за экраном и что может помочь нормализовать ситуацию (психолог не является врачом, рекомендации носят общий характер).  

Визуалы (2).jpg

— Почему дети все время сидят в смартфонах? 

Причин, по которым дети часто сидят в мобильном телефоне или в другом гаджете, может быть много. Чаще встречаются следующие:

  • Ребенок к такому поведению привык с самого раннего детства

Я наблюдала, например, подобную картину в московском метро, когда мама, чтобы малыш не капризничал во время поездки в транспорте, сразу же дала ему свой мобильный телефон и включила простую детскую игру. Малыш успокоился. Мама в этот момент беспокоилась о комфорте окружающих, поэтому ее действия понятны и естественны. Вместе с тем, нужно понимать, что это формирует у ребенка определенную связку между проявлением негативных эмоций в общественных местах и возможностью манипулирования поведением взрослого с целью получить телефон и поиграть в него.

  • Ребенок повторяет поведение взрослых

Дети обучаются поведению в окружающем мире у своих близких, прежде всего — у родителей. Как? Путем подражания. Бывают ситуации, когда родители сами пребывают большую часть свободного времени в телефоне, не фокусируясь на ребенке целиком, в процессе общаясь с ребенком исключительно односложно, восполняя простые его базовые потребности: главное, чтобы был накормлен, одет и обут. Что скопирует ребенок в данной ситуации? Он будет искать общение в телефоне и общаться с родителями только на бытовые темы, копируя их поведение.

  • Общение в интернете кажется ребенку более насыщенным

Дети обучаются общению в семье, однако это общение лимитировано родительским временем, посвященным ребенку, а также включенностью родителей в его жизнь, способностью поговорить на важные для него темы. Порой у ребенка может возникнуть ощущение, что в социальных сетях общение более яркое на эмоции, а может быть, и более безопасное. 

— Что делать родителям, чтобы отвлечь ребенка от смартфона? 

Визуалы (3).jpg

Самое главное — воспринимать ситуацию не как проблему, а как задачу, требующую вашего внимания. Важно понимать, что запреты пользования гаджетом не сработают — наоборот, они могут вызвать повышенный интерес и вызовут ухудшение ваших отношений. 

Чтобы гаджет был ребенку другом и помощником, стоит внедрить новые правила. Они должны касаться всех членов семьи, а не только ребенка, и вводиться постепенно.  

  1. Правило 1. Не используем гаджеты хотя бы за два часа до сна. Это правило должно касаться всех домашних. Оно может помочь в восстановлении нервной системы не только ребенку, но и взрослым, в обеспечении нормального, полноценного сна, что положительно повлияет на качество взаимоотношений и жизни в целом. 
  2. Правило 2. Ограничиваем использование гаджетов за едой у всех членов семьи. Можно общаться друг с другом или просто фокусироваться на приеме пищи и вкусе блюд. 

Важно поработать над тем, чтобы ребенок или подросток правильно использовал смартфон. Вы можете вовремя предотвратить развитие зависимого поведения и научить распоряжаться получаемой информацией или средством ее получения. Чтобы понять, как формируется зависимое от гаджетов и соцсетей поведение, можно посмотреть лекцию «FOMO, или страх упущенных возможностей» в «Открытом лектории» билайн университета). 

— Сколько допустимо сидеть в смартфоне ребенку?

Визуалы (4).jpg

Согласно многочисленным российским и зарубежным исследованиям, длительное взаимодействие ребенка с мультимедийными устройствами негативно отражается на общем состоянии его организма – физическом и психоэмоциональном. Уверена, что вы и сами замечали повышение нервно-психического возбуждения у ребенка после длительного просмотра мультфильмов, компьютерных игр, фильмов, просмотра соцсетей.  

При длительном использовании гаджетов у детей различного возраста прослеживаются:

  • нарушение сна, а это – причина №1, которая приводит к последующим проблемам с поведением и успеваемостью;
  • изменения зрения, которые могут потребовать использования очков для коррекции;
  • психоэмоциональные изменения: такие диагнозы, как «гиперактивность» и «тревожность» ставятся детям, у которых имеется особое пристрастие к смартфонам и планшетам. 

Количество экранного времени в день должно варьироваться с учетом возрастных особенностей, увлечений и потребностей ребенка. Об этом важно проконсультироваться с профильным специалистом. 

В общем отмечу, что малышам в возрасте до двух лет прежде всего важна физическая активность и общение, любовь и забота близких. Детям от 2 до 10 лет нагрузка распределяется от 20 минут до 1 часа в день, плюс – все те же внимание и поддержка родителей. Подросткам можем увеличивать пребывание перед монитором до 2 часов в день. И это, опять же, не исключает внимания, доверия и поддержки родителей: этот фактор влияет на развитие ребенка и подростка больше, чем экранное время.

Визуалы (5).jpg

— Как обезопасить ребенка от нежелательного контента?

Для начала стоит использовать инструменты вроде родительского контроля и антивирусы, чтобы обеспечить безопасность ребенка в сети. Это хорошее решение, но стоит учитывать, что дети быстро учатся обходить ограничения. Важно обсуждать с ребенком, что не вся информация в интернете одинаково безопасна и полезна (при этом не пользуясь прямыми запретами – они могут сформировать нежелательный интерес). 

Шаг 1. Познакомить ребенка с сетью как с любой другой сферой жизни

Первые шаги в сети детям важно делать вместе со взрослыми, которые в комфортной обстановке на примерах могут рассказать о возможных опасностях и проговорить, как можно поступить в той или иной ситуации. Так же, как стоит обсудить ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе, в спортивной секции или во дворе, где он гуляет с друзьями.

Шаг 2. Озвучить правила и объяснить, зачем они нужны

Важно создать определенные правила пользования сетью интернет и объяснить их ребенку так же, как объясняли и другие правила – например, почему важно чистить зубы и ухаживать за собой. 

Шаг 3. Делиться с ребенком опытом посещения сети 

Стоит рассказывать, чему вы научились и что полезного для своего развития приобрели, находясь на конкретном сайте или просматривая определенный источник. Таким образом, вы личным примером демонстрируете ценности, которые важны вам, и ребенок cкопирует это у вас в своем поведении. 

Шаг 4. Приучите ребенка делиться с вами тем, в чем он не уверен

Начните сами чаще спрашивать мнение ребенка и делиться тем, в чем не уверены. Относитесь к его советам и мнению с уважением. Он скопирует и это тоже. Так, шаг за шагом, вы сформируете ценное в семье качество – доверие. Ситуация, когда в семье отсутствует доверие, а информация передается от родителя к ребенку голосом и поведением, полным тревоги и страха или грубой агрессии, может привести к неблагоприятным последствиям.

Важно понимать, что обеспечить безопасность и защищенность может сам родитель, начиная со своего ответственного и бережного поведения по отношению к своему ребенку. Для того чтобы ребенок переключил внимание со смартфона на реальное общение, нужно и самому пользоваться гаджетами умеренно, а также предлагать альтернативы: играть вместе в настольные игры, обсуждать события и планы, проводить больше времени на свежем воздухе вместе.

*По результатам исследования ООО «КомНьюс Груп» среди четырех крупнейших российских операторов мобильной связи по сумме критериев: инструментарий борьбы с подменой номеров; эффективность защиты от нежелательных звонков; наличие номеров на онлайн-биржах «серых» продаж. Исследование от 14.03.2024. Подробнее – по ссылке. 

— Почему дети все время сидят в смартфонах?  — Что делать родителям, чтобы отвлечь ребенка от смартфона?  — Сколько допустимо сидеть в смартфоне ребенку? — Как обезопасить ребенка от нежелательного контента?