2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Это международная инициатива, направленная на повышение осведомленности о расстройстве аутистического спектра (РАС), на содействие принятию и защите прав и благополучия людей с РАС и их семей. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мировом масштабе аутизм присутствует примерно у одного ребенка из ста,и этот показатель только растет.
Мы пригласили в гости Игоря Шпицберга, основателя и руководителя центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», одного из старейших (основан в 1991 году) и наиболее авторитетных центров, поговорить о проблематике аутизма, сложностях исследования этого явления и о том, как дети с РАС проходят свой путь взросления, а взрослые люди с аутизмом интегрируются в современную экономику и социальную жизнь. Отдельно поговорили о важном для нас как оператора связи вопросе: можно ли улучшить эту интеграцию с помощью цифровых технологий.
В 2022 году билайн перевел основные клиентские договора на «Ясный язык». Теперь сведения о компании и наши основные юридические документы доступны в формате легкого для чтения текста, чтобы их содержание было понятно, в том числе людям с особенностями ментального здоровья, с разным знанием русского языка, разного возраста. С реализацией этого проекта нам как раз помогали специалисты центра «Наш Солнечный Мир», а оценивали полученный результат его воспитанники.
— Что такое аутизм?
— Аутизм правильнее называть расстройством аутистического спектра (РАС). Это широкий диапазон состояний: от легких до самых тяжелых. Несмотря на то, что аутизм входит в реестр заболеваний (международную классификацию болезней), на сегодняшний день нет однозначного понимания причин его возникновения у человека и «вылечить» его, к сожалению, нельзя.
Аутизм относится к категории заболеваний в сфере психиатрии и поначалу его пытались как-то лечить, в основном различными препаратами. Потом появилась теория аффективной регуляции (наша, отечественная), которая интересная, качественная и вполне может использоваться, но не объясняет всех аспектов развития человека с РАС. Затем стали возникать версии, что это поведенческое нарушение или проблема в когнитивной сфере, то есть познавательной. Однако за последние 20 лет мировая исследовательская деятельность сильно сместилась в изучение сенсорики аутизма, то есть восприятия. В конечном счете, сейчас весь мир сводится к такой мысли: люди с аутизмом ведут себя «вот так…», потому что мыслят «вот так…», так как воспринимают мир «вот так…».
Не так давно наш центр снял очень добрый и светлый фильм про детей и молодых людей с аутизмом. Он идет всего 14 минут, но даже за такой небольшой промежуток времени можно понять, о каких именно людях мы говорим, как они живут и развиваются, и с чем сталкиваются их родители.
— Детей с аутизмом действительно становится больше?
— Важный момент, который влияет на статистику — улучшаются критерии диагностики, диагностические инструменты, растет информированность. Аутизм стали чаще распознавать и чаще ставить такой диагноз. Но, конечно, это не единственная причина увеличения числа новых случаев РАС. Таких людей действительно становится больше.
Если прямо отвечать на вопрос, то в целом да, и на этот факт невозможно закрыть глаза. Это огромная проблема, которую надо как-то решать. Среди хронических заболеваний аутизм у детей — наиболее часто встречающееся. Темп роста в XXI веке увеличился значимым образом — на 10-17% год к году. В 1990 году аутизм диагностировался у одного ребенка из 1600 детей, а в 2022 году (по данным Всемирной организации здравоохранения) уже у одного из ста. С ребенком, у которого есть признаки аутизма, необходимо заниматься с раннего возраста, чтобы социализировать его, интегрировать в обучение, дать возможность общаться, дружить, работать — жить обычной жизнью. Очень важно не изолировать таких детишек, не ограждать от мира, а учиться взаимодействовать с ними: дать им возможность ходить в обычные сады и школы. Да, с поправкой на особенности общения, с фокусом на повышение комфорта взаимодействия, но все-таки главное в этом — сотрудничество и возможность расти всем вместе.
— Есть ли причины аутизма?
— Это перманентный вопрос, который всегда возникает, но, к сожалению, на данный момент современная наука не может на него ответить. Проводилось множество исследований, которые выделяют различные факторы, но на сегодняшний день нет ни одной подтвержденной гипотезы, которая была бы принята мировым сообществом.
Исходя из этого, мы еще 30 лет назад в нашем центре предположили, что РАС стоит рассматривать как специфический вариант адаптации ребенка к внешнему миру. Если ребенку не удается легко адаптироваться в окружающем его мире (в силу разных причин), развить необходимые адаптивные навыки, он испытывает трудности во взаимодействии с внешним миром и у него не получается этот мир эффективно изучать, то он выстраивает аутоподобную модель адаптации как наиболее результативную и наименее его травмирующую. В этом случае он не столько пытается мир изучать, как пытается защитится от его травмирующего воздействия. В этом случае потребность в ощущениях он старается удовлетворять за счет тех ощущений, которые сам себе создает – аутостимуляций. Такие дети стараются следить за тем, чтобы все вокруг менялось наименьшим образом, все должно всегда быть на привычных местах, играть надо в определенные игры с постоянным соблюдением ритуалов и правил, ходить по улице надо одинаковым маршрутом и т.д. Любые изменения кажутся таким детям потенциально опасными и они стараются их избегать. Такой ребенок старается избегать нового и, таким образом, не получает необходимого для развития опыта. И, если мы предполагаем, что аутизм — это вариант адаптации, то детей с таким расстройством просто надо стараться развивать и обучать всем тем навыкам, которые здоровый ребенок осваивает сам. Также, через личный опыт, полученный в комфортных для ребенка условиях.
— Какие бывают признаки аутизма?
— До 1-2 лет они могут быть совершенно незаметны. Например, отсутствие зрительного контакта, нетипичное поведение во время игр, медленное накопление словарного запаса, или вообще не говорить, и другое.
После 1,5-2 лет уже можно заметить стереотипное-повторяющееся поведение, когда, например, ребенок может раскачиваться подолгу на одном месте и ничего не делать или беспрестанно щелкать выключателем света и так далее. Уже есть ряд исследований, которые подтверждают, что дети с РАС (физически в целом здоровых, но с признаками аутизма) могут быть изначально избыточно чувствительными к внешнему миру — он оказывается для них слишком ярким и перенасыщенным. Такие дети стремятся снизить интенсивность ощущений. Например, закрывают уши руками или прижимают плечо к одному уху, снижая таким образом интенсивность звукового воздействия. Пользуются периферическим зрением больше, чем фронтальным. Есть множество научных исследований это подтверждающих.
Кстати, много прикладных рекомендаций для родителей детей с РАС или подозрением на него мы дали в книге «Лабиринт с прозрачными стенами. Путеводитель по миру детей с аутизмом».
— Как отличаются люди с аутизмом между собой?
— Очень сильно. Это могут быть абсолютно разные люди. Как очень верно говорит Стивен Шор, профессор Университета Адельфи: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете только одного человека с аутизмом».
Иногда такие люди во взрослом возрасте внешне совершенно ничем не отличаются от обычных, и вы никогда не узнаете, что у них есть это расстройство, если они вам об этом сами не скажут. А бывают случаи, когда человек совсем не социализирован и независимо он жить не может. Есть люди с РАС, у которых сниженный интеллект, а у кого-то он колоссальный. Например, определенные люди с аутизмом испытывают трудности с распознаванием чужих эмоции, и вот у них, как правило, очень сильно развит интеллект. Фактически, они пытаются понять все то, что мы просто чувствуем. (Один из известных литературных персонажей с РАС — Шерлок Холмс. (прим. ред.)
— Почему аутизм социально трудно воспринимается?
— За рубежом аутизм часто называют invisible disability («невидимая инвалидность»). Человек с аутизмом может никак не отличаться внешне от любого другого человека, и, соответственно, уровень ожиданий других людей от него — максимальный, как от обычного.
По этой причине родителям детей с аутизмом зачастую живется очень нелегко. Они регулярно подвергаются сильным нападкам со стороны людей, не понимающих специфику их ситуации. Типичная история — открываются двери метро или автобуса и заходит мама с ребенком-инвалидом на коляске. Час пик, людям неудобно, но вряд ли кто-то будет ругать эту маму и говорить ей, что коляска ее ребенка мешает другим. Люди видят, что ребенок — инвалид, и с пониманием относятся к неудобству. Другое дело, когда заходит мама с ребенком лет семи, у которого аутизм. Такой ребенок не справляется с эмоциональной перегрузкой, связанной с усталостью, избытком людей, звуков, иных раздражителей. Он может начать кричать, бегать, проситься сесть на место, где уже кто-то сидит. При этом внешне такой ребенок выглядит как совершенно обычный. Что будут делать пассажиры? Могу предположить, что скорее всего они будут обвинять и ругать эту маму за то, что она плохо воспитала ребенка, просить ее успокоить его или даже обращаться к самому ребенку с требованием взять себя в руки. Парадокс в том, что ребенок с аутизмом не может в такие моменты взять себя в руки точно так же, как и ребенок с церебральным параличом на коляске не может сейчас же встать и пойти.
— «Цифровой аутизм» — он существует?
— Риск ухудшения состояния для маленьких детей (1-2 года) от повторяющихся действий на экране телевизора или гаджета, ярких и громких мультиков и вечно фоном работающего телевизора мы подробно описывали в статье, вышедшей в Сибирском психологическом журнале в 2022 году. Эта статья обобщает множество исследований за последние 20 лет.
Если кратко, ребенок с предрасположенностью к аутизму, имея постоянно в руках смартфон с мультиками и YouTube, будет получать опыт, способствующий развитию у него аутизма и мешающий его естественной адаптации в мире. В статье этот процесс описан подробно, приведено множество результатов исследований, подтверждающих эту теорию.
В результате технологического прогресса и тренда на цифровизацию в нашей жизни становится больше гаджетов, от этого никуда не деться. Наша задача лишь в том, чтобы уровень адаптивных навыков у ребенка с РАС не снижался, и он смог социализироваться в нашем с ним общем мире.
— Как общаться с человеком с аутизмом?
— Для начала важно знать все эти особенности, о которых мы говорим, чтобы общение и поставленные задачи осуществлялись качественно. Ведь взрослый человек с аутизмом (синдромом Аспергера) может прийти к вам на собеседование, в отделение банка, в любой из центров обслуживания клиентов и другие места и учреждения. Вам даже не обязательно распознавать, есть ли аутизм у человека или нет. Если вы видите, что человек ведет себя как-то чудно и странно, то позвольте ему просто быть таким, какой он есть, если это поведение не нарушает законодательство и не является опасным. Ведите себя с ним точно так же, как и с любым другим человеком — уважительно. Будьте проще, мягче и спокойнее.
Вот несколько простых рекомендаций:
- Не навязывайтесь. Даже если вы стоите в очереди на кассе, а перед вами человек уже несколько минут не может никак досчитать мелочь и оплатить товар, не навязывайте ему свою помощь. У человека может идти свой внутренний какой-то процесс, и вы его собьете. Не прикасайтесь к нему и не наклоняйтесь, чтобы сказать что-то на ухо. Если этому человеку уже становится плохо от волнения, не наклоняясь к нему (сокращение социальной дистанции бывает очень травматично для таких людей), спокойно спросите, нужна ли ему помощь и какая.
- Говорите спокойно и уважительно. Лучше, если вы будете говорить чуть медленнее, делая паузы и используя понятные и простые слова.
- Дайте время. У людей с РАС бывают сложности с принятием решений, им нужно время, чтобы определиться, как поступить и что выбрать. Если вы предположили, что такой человек пришел к вам в качестве клиента и вам нужно ему перечислить продукты, то лучше сразу как-то ограничить выбор. Выяснить, какая у человека потребность, и предложить ему на выбор лишь пару продуктов, попадающих под его запрос. И четко, но емко объяснить, чем они отличаются. И конечно же, не торопите его, дайте время на принятие решения.
«Нужно уходить от разделения на людей с особенностями и без»
Наша главная цель, чтобы человек с особенностями и его семья жили счастливо здесь и сейчас. Из многолетнего опыта мы поняли, что есть три основополагающие вещи, которые позволяют приблизиться к этой цели.
- Развитие. Человека с аутизмом нужно всячески развивать, помогать ему социализироваться и стремиться к тому, чтобы он мог делать то, что умеет среднестатистический человек.
- Принятие. Нужно уходить от разделения на людей с особенностями и без. Для человека с аутизмом важно, чтобы общество его принимало не когда-то потом, когда оно будет к этому готово или когда он сам научится вести себя чуть лучше, а прямо сейчас. Принятие важно и для семей таких детей, которые изо дня в день не могут добиться элементарных вещей, доступных всем остальным. Это в целом необходимо для нашего общества: чтобы мы чаще видели людей с особенностями и чтобы они не были для нас какими-то больными, а становились полноценными членами общества, нашими друзьями, коллегами.
- Поддержка государства. Нужна система непрерывного межведомственного сопровождения детей и взрослых с РАС на протяжении всей жизни. Чтобы был системный подход к реабилитации и социальной адаптации: от раннего выявления и ранней помощи до сопровождаемого трудоустройства и сопровождаемого проживания. За более чем 30 лет опыта работы в нашем реабилитационном Центре сформировалась дорожная карта такой системы непрерывного сопровождения — в каком возрасте и на каком этапе что надо делать, чтобы помочь человеку с аутизмом и другими формами инвалидности в ментальной сфере развиваться, полноценно жить и максимально адаптироваться в обществе. Впервые мы смогли запустить эту систему в 2017 году в Ханты-Мансийском автономном округе, затем подключился Приволжский федеральный округ. Теперь администрация Президента РФ решила создать такую систему на федеральном уровне, и уже определены шесть пилотных регионов.
Все это в комплексе совершенно точно улучшит качество жизни людей с аутизмом и их семей на много поколений вперед.