Ежегодно публикуется множество российских и зарубежных исследований, которые появляются, исходя из процессов, происходящих во внешней среде: автоматизация, цифровизация, непредвиденные кризисы. Все это, так или иначе, влияет на рынок корпоративного образования и подталкивает к изменению подходов, инструментов и смыслов в создании образовательных решений.

Если изначально корпоративный университет билайн задумывался как некая школа лидерства для взращивания топ-талантов, то сегодня билайн университет — это больше, чем обучение. Это пространство возможностей для твоего развития и бизнеса, в портфеле которого более 1800 программ развития корпоративных и профессиональных компетенций: тренинги и курсы, модульные программы, цифровые форматы обучения, вебинары и циклы лекториев. Они включают в себя тренинги по hard и soft skills, электронные курсы, консультационные форматы: коучинг, карьерные консультанты, сессии командной слаженности и лидерские программы.

Модель непрерывного обучения: micro|nano learning

В билайне непрерывное обучение «встроено» в ДНК. Ежегодно каждый сотрудник вместе со своим руководителем составляет план развития, где выбирают подходящий курс/тренинг или программу, исходя из уровня тех компетенций, которые необходимо «прокачать» для текущей или будущей роли сотрудника.

Согласно статистике от 2022 года:

  • 87 295 раз наши сотрудники посетили тренинги по компетенциям;
  • 180 695 электронных курсов пройдено в формате digital learning;
  • более 100 командных сессий было проведено, где приняли участие 2350 сотрудников.

Сотрудники, которые приходят сегодня и сотрудники, которые приходили вчера — это абсолютно разные люди с разными запросами и ценностями.

Сотрудник сегодня хочет непрерывно учиться профессионально и развиваться как личность. Мы должны быть готовы к тем изменениям бизнеса, которые вытекают из развития технологий и общества, предоставляя сотрудникам те инструменты развития, которые помогут воплотить видение менеджмента в реальный результат.

На длительное обучение больше нет времени

Мы все находимся в потоке стремительного потребления информации. То есть наша среда обитания сегодня — это неконтролируемый поток информации, клиповое мышление, неопределенность, многозадачность, стресс и жизнь на высоких скоростях. В силу технологических и социальных факторов образовательные решения тоже становятся доступнее, быстрее для восприятия и менее трудозатратными.

По большому счету, мы соревнуемся с индустрией развлечений в силу определенных привычек, выработанных клиповым мышлением. С одной стороны, мы должны соответствовать установленным критериям качества, заявленным на рынке. С другой стороны, на нас лежит ответственность за наполнение образовательного продукта. Продуктовое обучение, регламенты, новые правила — конечно, это все ложится в концепцию короткого мобильного обучения. Мы же развиваем профессиональные компетенции, бизнесовые навыки. Нельзя в формате микролернинга обучить искусству управления проектами или прокачать лидерские качества (и тем самым подготовить линейных руководителей).

Обучение уйдет в онлайн?

Начиная с 2020 года можно было наблюдать за ускорением эволюции развития дистанционного обучения, в том числе асинхронных форматов; тогда же произошло и изменение в предпочтениях форматов. Дистанционное обучение вышло на первое место.

Согласно исследованию Harvard Business Publishing Corporate Learning и Degreed от 2021 года, сотрудники в потоке работы на ежедневной основе используют асинхронные форматы обучения.

В начале 2022 года мы полностью отказались от услуг внешних провайдеров в пользу внутреннего производства для реализации цифрового обучения. Мы запустили проект 3D-Rocket, в рамках которого сформировалась большая команда: от менеджеров проектов и продюсеров до сценаристов и моушн-дизайнеров. Таким образом, мы сократили стоимость производства ЭК в 14 раз и увеличили объем производства в 15 раз.

Конечно, здесь важно понимать, что под каждый запрос на развитие тех или иных компетенций необходимо формировать гибридный план обучения. Помимо асинхронного обучения, мы предлагаем следующие форматы: очные курсы, вебинары, тренинги, модульные лидерские программы, коучинг-сессии, карьерные консультации.

Внутренняя экспертиза VS внешняя экспертиза

билайн университет сам по себе является центром экспертизы. При этом объем задач, с которым он сталкивается, требует новых решений. Если ранее мы приглашали внешних экспертов для упаковки экспертизы в образовательный продукт, то сегодня мы сконцентрированы на вовлечении в разработку ЭК непосредственных носителей экспертизы «в полях», то есть на внутренних экспертах. Фокус на практических кейсах приносит отличные результаты коллегам, перенимающим опыт. Таким образом, мы децентрализуем, масштабируем производство и оцифровку знаний внутри самой компании. Как результат, мы создаем образовательные продукты не только для внутреннего использования, но и для рынка образовательных продуктов в целом. Так как он актуален не только для наших внутренних клиентов, но и для сотрудников других компаний, в чем мы уже не раз успели убедиться. Наши решения закупают, ими интересуются, и нам кажется, что это лучшая обратная связь.

Переобучение

Доступность информации и данных дают нам свободу не только в получении новых знаний, но и свободу выбора рода деятельности. Ведь сейчас очень важно вкладываться в сотрудников, у которых есть потенциал и отклик на развитие в новых для них областях и сферах, создавая под это новые форматы.

В компании есть «Школа инженерии данных», которая открыла направление по переподготовке (рескиллингу) и появилась как ответ на те вызовы, которые стоят перед компанией. Ценность данных очевидна, ибо они растут с такой скоростью, что компаниям приходится придумывать все более эффективные способы работы с ними. Для этого необходимы не только аппаратные мощности, но и квалифицированные инженеры данных.

Эта роль востребована везде, где работа с данными влияет на успех выполнения бизнес-задач. В рамках данного направления сотрудники билайн смогут обучиться новой профессии: научиться работать с основными инструментами, освоить типовые способы интеграции и хранения данных и открыть для себя новые возможности, став участником одной из продуктовых команд.

Нужны не только знания, но и психологическая поддержка ​​

Пространство возможностей — оно и про оказание поддержки, возможности предоставить чувство устойчивой почвы под ногами в периоды неопределенности, эмоционального выгорания и карьерной дезориентации. В билайн университете существуют различные инструменты, которыми может воспользоваться не только сотрудник, но и любой желающий: сессия с корпоративным психологом, коучинг-сессия и карьерные консультации.

Согласно внутреннему исследованию, 62% сотрудников билайна прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% — решают карьерные вопросы, 28% — развивают навыки по работе с командой, 21% — решают вопросы коммуникаций и 17% — работают с базовыми управленческими навыками.


Евгений Уйхази, директор по управлению талантами и развитию персонала в билайне, руководитель билайн университета. Более 15 лет опыта в сфере корпоративного образования. Работал с крупнейшими FMCG-компаниями. С 2020 года возглавляет корпоративный университет билайн, отвечает за стратегическую деятельность билайн университета, разрабатывает и совершенствует систему обучения в компании. Эксперт в вопросах развития лидерства, формирования преемственности, управления талантами.