В отличие от детей, у аферистов не бывает каникул. И летом у них появляется больше легких мишеней. Директор по антифроду Билайна Петр Алферов рассказывает о самых популярных способах обмана несовершеннолетних и объясняет ключевые правила цифровой безопасности для них.
Летние каникулы — время уделить особое внимание кибербезопасности. Школьники сейчас часто предоставлены сами себе, а абитуриенты выбиты из колеи предстоящим поступлением (то есть их становится проще достать приемами психологической манипуляции).
Антифрод-система Билайна сразу блокирует значительную долю потенциально опасных звонков — так, в июне нам удалось предотвратить более 6,5 млн таких контактов и защитить от мошенников почти 1,3 млн клиентов. А для юных абонентов у нас есть специальный тариф, в который бесплатно включена защита звонков даже в мессенджерах. Но любые технологии безопасности лучше всего работают в связке с разумными мерами предосторожности.
Далее о том, к чему и как стоит подготовить детей, чтобы даже у удачливого злоумышленника ничего не получилось.
Как кибермошенники обманывают детей
Нацеливаясь на несовершеннолетнего, аферист обычно выбирает личину авторитета в важной для него области. Например, он может представиться:
- завучем или директором школы;
- чиновником Минпросвещения или членом экзаменационной комиссии;
- членом приемной комиссии колледжа или вуза;
- сотрудником военкомата или почты, куда на имя потенциальной жертвы пришло письмо из военкомата.
При этом злоумышленник может назвать собеседника по имени и привести паспортные и другие персональные данные — его и родителей. Дальше, в зависимости от легенды, мошенник:
- требует от ребенка срочно подписать в электронном виде какие-то документы (например, для перевода в следующий класс),а для этого назвать код из смс;
- предлагает ему зарегистрироваться на учебном портале / в вузовском приложении, включив демонстрацию экрана;
- зовет его в чат учеников / выпускников / абитуриентов по фишинговой ссылке;
- просит его поучаствовать в важном в анкетировании и предоставить личные данные;
- сообщает об инциденте с его родителями (якобы они попали в больницу или полицию, и чтобы им помочь, ребенку нужно передать курьеру деньги или ценности).
При отказе выполнить требования злоумышленник может начать грубить и угрожать. Например, сказать, что ребенок не сможет продолжать учиться, что он не поступит, что у его родителей будут проблемы. Задача афериста — вызвать стресс и панику, которые помешают потенциальной жертве мыслить критически. Поэтому он, вероятнее всего, будет торопить ребенка перейти / зарегистрироваться / подписать. Это нужно срочно, прямо сейчас!
При этом одним разговором всё может не ограничиться. После первого звонка с просьбой продиктовать код в игру может вступить «специалист Роскомнадзора», который якобы засек подозрительную активность. Или «следователь», который предлагает ребенку срочно — по видеосвязи — составить опись всех ценных вещей в квартире, чтобы их не украли, после чего «для сохранности» передать самое ценное курьеру. Или «работник банка», который сообщает собеседнику, что его данные украдены, и предлагает перевести деньги на безопасный аккаунт. Или даже «сотрудник ФСБ», который утверждает, что ребенок только что сделал перевод в пользу ВСУ, и теперь его родителей посадят в тюрьму.
Схемы обмана постоянно совершенствуются и обрастают психологическими «крючками. Но у них есть ряд общих черт, которые позволяют вывести несколько правил для тех, кто не хочет быть обманутым.
10 правил цифровой безопасности для детей и взрослых
Чтобы защитить семью от мошеннических угроз, запомните сами и объясните ребенку, что важно:
- Не общаться с незнакомцами по телефону, в мессенджерах и соцсетях — точно так же, как нельзя этого делать на улице. В виртуальном пространстве это тем более опасно, что здесь проще притвориться другим человеком.
- Никогда не диктовать по телефону смс-коды и не включать демонстрацию экрана по просьбе собеседника — об этом могут просить только мошенники.
- Никому и нигде не сообщать личную информацию, которую можно использовать для обмана или доступа к аккаунтам: ФИО, даты рождения, паспортные данные родных, домашний адрес, номера телефонов, банковских карточек, пароли от личных кабинетов и Госуслуг. Кроме того, не публиковать фотографии документов и снимки, по которым можно понять, где учится ребенок, где работают и проводят время члены семьи(и другие подробности вашей жизни, которые могут использовать мошенники).
- Не переходить по ссылкам от незнакомцев и вообще по любым ссылкам из сообщений, которые выглядят подозрительно. Например, с текстом вроде «Посмотри, что о тебе говорят» или «Ты выиграл новый iPhone — переходи по ссылке, чтобы забрать его!»
- Скачивать игры и другие приложения только с официальных ресурсов. Пусть ребенок знает: загрузив программу со случайного сайта, легко поймать вирус, который может привести к поломке техники, утечке номеров банковских карт, паролей к важным сервисам и другой приватной информации.
- Помнить, что настоящие сотрудники госучреждений никогда не решают важные вопросы по телефону или в мессенджере. Всё, что связано с ЕГЭ и другими экзаменами, оформлением документов и так далее, всегда проходит централизованно и официально.
- Перепроверять просьбы о помощи от друзей и родственников. Если незнакомец говорит, что кто-то из близких попал в беду, не стоит торопиться помогать: нужно сначала попробовать связаться с этим человеком напрямую. То же касается сообщений в мессенджерах и соцсетях — их могут отправлять со взломанных аккаунтов.
- Не поддаваться панике: она мешает логически мыслить и играет на руку аферистам. Никакое официальное лицо не будет требовать срочного решения и тем более угрожать. Фразы вроде «действовать нужно прямо сейчас» или «иначе будет хуже» — это повод немедленно прекратить разговор.
- Доверять себе и не бояться положить трубку, если собеседник начинает звучать подозрительно.
- Не пытаться решать проблемы самому, а сразу идти за помощью к родителям. Поняв, что его обманули, ребенок может продолжить выполнять указания злоумышленника от страха, что его накажут, или от стыда. Важно, чтобы он знал: вы всегда будете на его стороне, а в обмане и его последствиях виновата не жертва, а преступник. И чем раньше вы поймете ситуацию, тем проще будет с ней справиться.
Коротко говоря, вся техника безопасности сводится к тому, чтобы беречь персональные данные, критически относиться к тому, что говорят по телефону и пишут в сообщениях, — и сохранять спокойствие. Тогда и нервы, и деньги будут целы, а лето скорее запомнится радостями и новыми достижениями.