Генеральный директор Билайна Сергей Анохин принял участие в сессии Петербургского международного экономического форума «Национальные онлайн-платформы в эпоху цифровой трансформации: глобальные вызовы и перспективы», которая прошла 18 июня в рамках трека «Технологии: стремление к лидерству».

В центре обсуждения — будущее интернета, роль глобальных ИТ-гигантов, цифровой суверенитет и конкурентоспособность национальных платформ.

Вот полный текст его выступления.

— Сергей, как Билайн и другие телеком-операторы помогают строить российское цифровое пространство? Насколько операторы готовы обеспечивать инфраструктуру под растущий трафик российских онлайн-платформ?

— Да, действительно, сегодня обсудили, какие миллиарды минут и лет просмотра каждый день генерятся — и это, правда, большая нагрузка.

Вообще, в последнее время мне кажется, мы всё чаще стали замечать… связь. А точнее — её отсутствие. Особенно в праздники: в мае это уже стало мемом. У нас даже была картинка из магазина — интернета нет, ничего не работает. И здесь, наверное, две рефлексии.

  1. Во-первых, мы с вами уже точно в цифровой эпохе. Без связи, без интернета мы уже не можем делать очень многое.
  2. А во-вторых, это большая роль и ответственность телекомов: чтобы мы в этой цифровой эпохе оставались и не выпадали из неё.

Когда говорим про онлайн-платформы — это же огромная часть нагрузки. Сегодня тоже прозвучало: 70% трафика в сетях — это контент цифровых платформ. Видео, аудио, текст — объёмы растут каждый год. И это рост и количества, и качества, и, соответственно, нагрузки.

Что делает телеком? Это развитие и расширение сетей, это наши магистрали, чтобы трафик шёл по всей стране. Это кэширующие сервера, CDN-сети — сети доставки контента — ближе к потребителю, чтобы не гонять данные туда-сюда по всей стране, а размещать наиболее востребованный контент ближе к пользователю. Это и экономия, и скорость, и более короткий клиентский путь.

А если заглянуть вперёд — 3–5 лет — речь уже не просто о кэше. Мы говорим про искусственный интеллект, персонализацию, генерацию контента. И вот уже эти CDN-сети нужно довешивать GPU-серверами, вычислительными движками, чтобы генерить контент локально, под конкретного потребителя.

Это уже будет совсем другой ландшафт — и по инфраструктуре, и по трафику, и по бизнес-моделям.

Вот обычно на этом моменте возникает «песня телекомов» — и у нас, и за рубежом. Трафика много, платформы зарабатывают, пользователи довольны, а телеком всё это пропускает через себя и ничего не получает. Возникает идея: а может, сбор с платформ? А может, отменим сетевую нейтральность?

Но мы 10 лет это обсуждаем — и не продвинулись никуда. Очевидно, что, может быть, путь не тот. Вместо того чтобы изобретать поборы, может, стоит подумать: а какой сервис могут дать телекомы платформам, за который те будут готовы платить?

Сервис, который помогает справляться с ростом трафика и обеспечивает высокий уровень клиентского опыта. Будь то онлайн-торговля, видео, сериалы — неважно.

CDN — отличный пример. В том числе у Билайна, и у других игроков. Мы развиваем инфраструктуру, предоставляем платформам, они размещаются, все выигрывают. Win-win.

— То есть за CDN всё-таки платят платформы?

—  Если она хорошая — да, платят. Это действительно бизнес. Он растёт, и важно попасть в этот технологический тренд — генерация контента, ИИ, локализация. Это востребовано, это создаёт новый клиентский опыт, за который рынок готов платить.

Мы потихоньку изучаем кейсы, обсуждаем выходы за рубеж. Предлагаем ли мы наши CDN-решения соседним странам — если у наших платформ есть трафик в Беларуси, Казахстане, США?

— Как минимум, есть дружественная платформа, которая размещает контент здесь, в России — она пользуется нашими сетями. А за рубежом всё уже индивидуально: готова ли платформа идти, готова ли взаимодействовать с нами.

Особенно в текущей геополитике — это риски. 

Запись трансляции доступна по ссылке.