— Стратегия утверждена. Каковы её параметры?
— Параметры большие, амбициозные. Мы решили не рассказывать всё сразу — будем делиться поэтапно. Это стратегия активного, бурного роста. Мы защитили хорошие направления для инвестиций, планируем серьёзные внутренние трансформации и изменения в том, как компания будет звучать «вовне» — что предлагать, как себя позиционировать. Это амбициозная стратегия.
— Когда анонсируете?
— Анонсируем, да. Но не будем проводить какой-то традиционный инвестор-дэй с презентациями. Сейчас для нас важнее, чтобы аудитория и рынок увидели действия, а не декларации.
Фокус для нас — развитие и укрепление позиций в B2C. Это основа бизнеса. При этом мы видим хорошие точки роста и в B2B: в телекоме, облачном бизнесе, искусственном интеллекте, рекламных продуктах.
Например, сейчас на некоторых площадках уже говорили, что мы усиливаем наше облачное предложение — за счёт собственной платформы, решений по виртуализации и управлению облачными средами.
Также полным ходом идёт развитие в области генеративного ИИ — как внутри компании, так и в подготовке сервисов для клиентов. Уже в апреле некоторые из них выйдут на рынок.
— Ожидаются ли внутренние изменения? Кадровые перестановки, может быть?
— Это не столько про кадровые решения, сколько про то, как мы работаем: про процессы, продуктовые фабрики, обновление корпоративной культуры и духа компании.
билайн всегда славился своей энергией, инновациями и дерзновением — мы хотим усилить это. Перестраиваем внутренние процессы, чтобы быть интереснее как для сотрудников, так и для клиентов.
— А что по абонентской базе? Планируется рост?
— Конечно, задачи по росту есть. Но конкретику пока озвучивать не будем — не хотим будоражить рынок. Конкуренция высокая, битва серьёзная, у всех свои методы.
Мы делаем ставку на ценности клиентов, и это влияет на нашу продуктовую стратегию. Нам неинтересно просто «раздавать» гигабайты. Нам интересно создавать такие продукты и сервисы, которыми люди действительно хотят пользоваться.
— Будет ли увеличение инвестиций?
— Да, в этом году мы примерно на 15% увеличили инвестиции по сравнению с прошлым годом. Планируем сохранить такой темп. Мы видим в этом хорошую возможность — особенно на фоне того, что кто-то на рынке вынужден сокращаться из-за финансовых ограничений.
Мы же собираемся использовать этот момент для активного роста.
— Это не противоречит вашей долговой политике?
— Нет. Как мы говорили ещё в декабре, у нас сбалансированный портфель. Небольшая часть кредита переходит в плавающую ставку, но уровень долговой нагрузки для нас остаётся комфортным.
Мы не закладываем сверхоптимистичный сценарий, а готовимся к разным вариантам. Если экономика пойдёт вверх — возможностей будет больше.
— В отчёте указано, что вы сократили долг на 4,6% в прошлом году. Каковы планы на этот год?
— Несмотря на рост инвестиций, мы не наращиваем долг. Он будет понемногу снижаться, но без резкой «сушки» компании. У нас нет цели резко снизить долговую нагрузку — мы с ней справляемся. Доступный кредитный рычаг используем для развития.
— Планируете ли расширение розничной сети?
— Да, наращиваем присутствие там, где нас пока мало. Увеличиваем число собственных точек продаж и развиваем партнёрские каналы. Активно работаем с маркетплейсами, в целом усиливаем присутствие.
На среднесрочной перспективе цифра 3–3,5 тысячи точек выглядит реалистично — к ней движется рынок. Кто-то идёт сверху, кто-то снизу. Плюс — десятки тысяч партнёрских точек по всей России.
— У вас по итогам года денежный поток отрицательный?
— Это то, что называется «фейзинг», какие-то платежи приходят в один день, какие-то в другой. У нас много платежей с 2023 года были перенесены на 2024 год, они дали серьезный перекос в начале прошлого года. При этом платежи за 2024 год соответствуют нашим ожиданиям и даже несколько превосходят первоначальный план.
— Какой комфортный уровень долга/EBITDA вы для себя определили?
— Текущий уровень считаем комфортным. В относительном выражении он будет снижаться — за счёт роста EBITDA.
— А прогноз по финансовым показателям на этот год?
— Не раскрываем. План есть, он нам нравится. Главная задача — рост бизнеса при сохранении здоровой рентабельности.
Нам не интересны пустые продажи ради показателей. Важна долгосрочная ценность: чтобы клиент был доволен, получал качественный сервис и готов был за него платить.
— Какой горизонт у стратегии?
— Сейчас это трёхлетний период. Мы понимаем, что мир динамичен — поэтому не исключаем корректировки.