3 декабря — Международный день инвалидов. Этот день призван напомнить обществу о необходимости интеграции людей с инвалидностью, о том, что они должны иметь возможность вести полноценную жизнь наравне с остальными. Для реализации этих принципов необходимо создание доступной среды, в которой человек с инвалидностью будет чувствовать себя комфортно в обществе. Речь не только об инфраструктуре, но и об условиях труда, доступности сервисов, образовательных программ и изменении отношения к людям с той или иной формой инвалидности.
билайн, а также инклюзивный проект Everland и «Альянс по защите детей в цифровой среде» представили новый раздел платформы beelineforkids — онлайн-марафон, посвященный изучению основных функций офисных приложений Microsoft Office (Word, Excel).
О том, из чего состоит марафон, почему были выбраны именно приложения Microsoft и как навыки использования цифровых сервисов влияют на уровень трудоустройства людей, имеющих нарушения зрения, в интервью билайн now рассказывает Дана Дрожжина, незрячий эксперт инклюзивного проекта Everland, продюсер и куратор платформы beelineforkids.ru.
— Расскажи про марафон, для кого он и что в нем будет?
— Марафон по офисным приложениям рассчитан на незрячих людей, как подростков, так и взрослых: причем как для людей, которые зрение потеряли недавно и только начинают использовать программы экранного доступа и компьютер в целом, так и для уверенных пользователей.
Начало марафона, точнее, его первая часть, больше пригодится начинающим пользователям. С каждым новым материалом мы будем погружаться в те функции и возможности, которые будут актуальны и уверенным пользователям, уже знакомым с приложениями Microsoft.
— Почему для онлайн-марафона были выбраны именно приложения Microsoft?
— На платформе beelineforkids.ru у нас есть поддержка, и, независимо от того, какой материал проходит человек, он может обратиться к куратору курса и задать вопрос. Вот эта обратная связь нам показала, что один из самых популярных запросов у пользователей — это обучающие материалы про работу с документами. С такими файлами сталкиваются и школьники, которые делают рефераты, и студенты, использующие эти приложения (начиная от работы с конспектами и лекциями до написания курсовых и дипломных работ).
— В чем особенности формата онлайн-марафона?
— В свое время, когда я только пришла в Everland, я не умела работать в офисных приложениях, и мне пришлось обучаться. Я брала занятия и думала, почему нам все время приходится заниматься с преподавателями не просто онлайн, а в прямом эфире, здесь и сейчас, чтобы с ним контактировать и задавать уточняющие вопросы. Ведь намного удобнее послушать записанный курс и ознакомиться с материалами в свободное и удобное для тебя время, а при необходимости связаться с поддержкой.
Как раз это мы и реализовали. Благодаря нашему марафону человек может в спокойном для себя темпе попробовать разобраться самостоятельно и получить помощь, если что-то не получается. Поддержка будет доступна в течение нескольких месяцев после марафона. Можно задавать вопросы причем не только относительно тем, обозначенных в материалах марафона.
В новом разделе платформы — два вида контента. Это текстовые уроки, которые будут выходить по будням на beelineforkids.ru в специальном разделе «Марафон», а также с определенной периодичностью будут появляться вебинары, на которых Василий Дрожжин, незрячий эксперт Everland по цифровой доступности, тестировщик доступности услуг и сервисов для людей с нарушением зрения и куратор платформы, будет рассказывать и показывать то, как использовать те или иные функции и работать с тем или иным приложением. То есть будет демонстрация — мы будем слышать и голос спикера, и то, что произносит программа экранного доступа или скринридер. Это очень важно, потому что у слушателя будет складываться полная картина, он будет понимать, что он должен слышать в случае, когда он будет пробовать все воплотить на практике.
— Расскажи поподробнее, как незрячие люди пользуются смартфоном и компьютером?
— С помощью специальных программ — программы экранного доступа или скринридера. Они проговаривают все, что зрячий пользователь видит на экране. То есть, например, у вас открыта на экране страница в браузере, в ней разные заголовки, подзаголовки, ссылки и кнопки перехода. Все это мы слышим и можем с этим взаимодействовать, нажимая определенные комбинации клавиш на клавиатуре (мышку незрячие люди не используют). Благодаря этому мы можем попасть в ту или иную часть страницы и выполнить те или иные действия. Точно так же осуществляется работа и с документами. Мы слышим содержимое и можем по нему перемещаться: понять, например, какой шрифт использован, какого размера столбцы и как они разделены и так далее.
— Навыки использования цифровых сервисов напрямую влияют на уровень трудоустройства людей, имеющих нарушения зрения?
— Безусловно. Дело в том, что цифровая среда проникла во все сферы нашей жизни. Невозможно представить человека, который бы работал в каком-то классном месте, имел интересные задачи и при этом не использовал бы ни смартфон, ни компьютер. То же самое касается незрячих людей. И я, например, как человек, который курирует работу платформы и занимается еще несколькими проектами, понимаю, что если бы я в должной степени не владела цифровой средой, не использовала бы ноутбук в своей работе, то не смогла бы решать множество задач, которые ко мне приходят каждый день.
Более того, я знаю примеры людей, когда они хотели бы работать, у них есть классные навыки, хорошее образование, высокая обучаемость и так далее. Но эти люди с инвалидностью по зрению абсолютно не готовы цифровизироваться и ограничивают свои возможности. Они, например, не готовы пользоваться компьютером и говорят, что им достаточно только смартфона. Но работа с большими документами, таблицами невозможна на смартфоне. Ознакомиться с содержанием — это круто, но, как правило, еще же требуется внести изменения, отредактировать файл или создать документ или таблицу с нуля. Все это требует мобильности и постоянного совершенствования своих навыков.
Я сама проходила этот путь, и когда я пришла в Everlend, где вся работа строится в офисных приложениях, у меня было два пути — либо, условно говоря, сказать, что «извините, но я незрячая, и мне неудобно и недоступно ничего и так далее», либо пойти и взять обучающий курс, чтобы быть конкурентоспособной. Я закрыла свой информационный вакуум, и эта проблема у меня ушла. Часто ли так поступают незрячие люди, когда наращивают свои скиллы? К сожалению, нет.
— Какая работа доступна людям с инвалидностью по зрению?
— Это сложный вопрос. Я здесь вижу острую проблему в том, что не всегда человек с инвалидностью может отделить то, что ему нравится, от того, чем он может зарабатывать. У нас есть люди, которые занимаются адаптивным спортом, и это круто, что человек поддерживает свою форму. Но может ли ему принести это деньги? Если он не мастер спорта или не имеет какой-то заслуженный статус, чтобы обучать других людей, то, скорее всего, нет.
Другой момент: незрячий человек имеет хорошие навыки, работает и считает себя профессионалом и не готов повышать уровень своей экспертизы. Такая позиция также становится барьером для его карьеры и дальнейшей конкурентоспособности. Поэтому в этом вопросе все упирается в личные качества человека. Он должен хотеть расти, развиваться и совершенствоваться, чтобы набрать конкретные навыки, которые позволят ему найти работу.
На самом деле, сейчас уже многие задачи доступны. Можно вырасти до проектного руководителя, можно работать с текстами, заниматься расшифровкой или быть копирайтером. Но это все потребует вложений в себя — как профессиональных, так и эмоциональных. Нужно много терпения и усидчивости, и тогда все точно получится.