Один из важнейших трендов последнего времени — развитие и распространение нейросетевых генеративных сервисов. Они резко приобрели популярность около двух лет назад и стали незаменимым инструментом для многих.

Удобство нейросетей трудно переоценить, но использование контента, произведенного генеративными сервисами, в профессиональной деятельности может нести ряд юридических рисков. Вместе с директором департамента по юридической поддержке массового рынка и межоператорского бизнеса билайна Игорем Дмитриевым рассказываем, на что стоит обращать внимание, если готовы делегировать часть своих обязанностей нейросетям.

Почему нейросети — это серая зона

Для создания любого нового контента нейросеть предварительно обучается на уже существующем и созданном кем-то контенте. Таким образом, сгенерированные по вашему запросу текст или изображение вдохновлены чужим продуктом и могут быть в той или иной степени похожи на него.

Само по себе это не опасно — любое произведение в некоторой степени похоже на те, что были до него. Но существует риск, что при определенном запросе нейросеть выдаст результат, критически похожий на чужой контент, защищенный авторскими правами. Использование такого контента в коммерческих целях может повлечь риски нарушения авторских прав третьих лиц. 

Значит ли это, что контентом нейросетей нельзя пользоваться?

Можно, но следует свести к минимуму риски.

При оценке рисков надо учесть ряд важных факторов:

  • На текущий момент в РФ отсутствует значимая применимая к данной активности судебная практика. 
  • Вероятность создания критически похожего контента нейросетью невелика: качественные модели только обучаются на чужом контенте, но не копируют его.
  • При создании контента вашим сотрудником или коллегой собственными силами риск незаконного копирования или плагиата также не нулевой.

Иными словами, риски не слишком велики и не должны служить преградой к использованию нейросетей. Кроме того, есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться, чтобы обезопасить себя от обозначенных рисков.

Рекомендации для любого контента

Перед использованием нейросети проверьте, предусматривает ли Пользовательское соглашение возможность использовать созданный нейросетью контент в коммерческих целях (например, такая возможность может быть только в платной версии), а также какие в Пользовательском соглашении предусмотрены условия для такого использования (например, в некоторых случаях требуется ссылка на нейросеть). 

Рекомендации при создании музыки

Не использовать нейросеть для создания музыки с указанием в запросе отсылки на существующие композиции и музыкальные группы.

Рекомендации при создании текста

Если вы решили создать рекламный слоган или название продукта, то перед использованием необходимо вместе с юристом проверить его на сходство с уже зарегистрированными в Роспатенте товарными знаками.

Рекомендации при создании изображений и графики

  1. Не используйте нейросеть для создания изображений с лицами людей. Нейросеть может сгенерировать изображение человека, схожее с реально существующим человеком (как известным, так и нет). А он может предъявить претензии за использование его изображения без согласия.
  2. Не используйте нейросеть для создания изображений вымышленных персонажей с указанием в запросе отсылки на вымышленных персонажей, придуманных третьими лицами. Такие объекты рассматриваются и защищаются как объекты авторского права.
  3. Не используйте нейросеть для создания объектов архитектуры с указанием в запросе отсылки на известные объекты архитектуры. Они могут являть охраняемыми объектами интеллектуальной собственности.
  4. Если вы решили создать логотип, то перед использованием необходимо вместе с юристом проверить его на сходство с уже зарегистрированными в Роспатенте товарными знаками.

Почему нейросети — это серая зона Значит ли это, что контентом нейросетей нельзя пользоваться? Рекомендации для любого контента Рекомендации при создании музыки Рекомендации при создании текста Рекомендации при создании изображений и графики