билайн — давно уже не просто телеком-оператор. Мы разрабатываем продукты на основе больших данных и искусственного интеллекта не только для развития бизнеса и регионов, но и для здравоохранения. Совместно с Сеченовским университетом билайн бизнес создает проекты по применению ИИ в медицине сразу по нескольким направлениям — от СППВР (Система поддержки принятия врачебных решений) до цифровой патоморфологии. В интервью «Медкарте» руководитель продуктов на основе ИИ для медицины билайна Александр Арутюнян рассказал о цифровизации здравоохранения и российском рынке медтеха.
Про историю
Мы обладаем экспертными знаниями в компьютерном зрении (CV) и еще с 2020 года начали развивать продукты в этой области. В конце 2021 года Сеченовский университет обратился за помощью с автоматизацией процесса медицинской диагностики, с тех пор началось наше сотрудничество с Первым московским государственным медицинским университетом, причем сразу в двух направлениях — в радиологии и в патоморфологии (научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы при помощи исследований изменений в клетках, тканях и органах).
Про проекты в патоморфологии
Мы создаем решение для патоморфологии (исследование патологических изменений в тканях) с 2021 года. Если раньше врачи использовали микроскоп, то сейчас для исследований все чаще применяют сканеры оцифровки биоптата и оценивают результат на экране монитора. Наше решение способно «пройтись» по цифровому биоптату и выдать результат для оценки врачом. Датасет для разработчиков и обучения модели формировался совместно с врачами Сеченовки.
После этого проекта мы поняли, что командам комфортно работать вместе, а билайн может помогать в решении медицинских задач с помощью компьютерного зрения. Тогда мы начали ставить себе новые цели для создания решений, которые могут улучшить систему здравоохранения — как государственную, так и частную.
Про планы
Для патоморфологического исследования может браться до нескольких десятков биоптатов. В среднем оно занимает порядка 5–6 рабочих дней. Мы же работаем над решением, которое в перспективе позволит кратно снизить время выполнения анализа специалистом — до 1–2 дней. Это очень важно: например, если у человека есть подозрение на онкологию, то каждый день ожидания результата исследования для него психологически очень труден. Мы же хотим избавить пациентов от такого томительного ожидания.
К тому же очень часто бывают срочные биопсии (в течение получаса), когда, к примеру, пациент лежит на операционном столе и после отсечения опухоли врачу необходимо понять, остались ли клетки злокачественного новообразования в области ее удаления. Так что в будущем мы также планируем автоматизировать срочные биопсии, чтобы дать возможность врачу принять решение в сжатые сроки.
Про регуляторные проблемы и пути их решения
Мы принимаем активное участие в цифровой трансформации здравоохранения и постоянно общаемся с государственными и коммерческими организациями, чтобы поделиться собственной экспертизой в этой сфере.
Нам бы очень хотелось, чтобы медицинские данные были в единой форме. Барьеры во многом присутствуют в стандартизации: на территории России действуют «букеты» из разнообразных медицинских информационных систем (МИС). И более того – все ИС нестандартизированы. В некоторых регионах МИС вообще может быть самописной. При этом перспективы для коллективной интеграции ИС пока неясны. Хотя, на наш взгляд, такой запрос существует, и замыкание медицинских данных в единый контур может помочь существенно улучшить качество услуг.
Нам бы также очень хотелось видеть хорошо заполненные, правильные медицинские карты – не по каким-то внутренним стандартам, а по единому.
Большой вопрос касается и медицинских персональных данных, безопасность которых сейчас стоит во главе угла. В Америке, например, есть брокеры данных. Было бы хорошо, если бы компромиссное решение появилось и в России: бесспорно, оно должно учитывать вопросы конфиденциальности данных, но при этом не препятствовать развитию технологических решений в сфере медицины.
О проектах в смежных областях
Мы не планируем работать в таких направлениях, как КТ легких, так как оно, к большой радости, перенасыщено довольно эффективными и зрелыми решениями. И что еще более важно, это решения международного класса. Этому поспособствовал начатый в период пандемии вице-мэром Москвы Анастасией Раковой эксперимент, в котором приняли участие большинство крупных международных компаний, занимающихся ИИ в медицине. По этой причине уровень ИИ в радиологии в России считается одним из самых высоких в мире.
В качестве дальнейших направлений, кроме диагностики, мы видим для себя достаточно эффективным модернизацию и внедрение дистанционного мониторинга. В Сеченовском университете, к слову, есть пилотный проект для людей с хроническими заболеваниями: пациенты ежедневно отправляют свои основные показатели (артериальное давление и показания глюкометра), на основе которых можно узнать об их состоянии. Если ИИ, анализирующий эти данные, видит вероятность каких-то отклонений, то они автоматически подсвечиваются врачу и позволяют лучше наладить взаимодействие с пациентом.
О дистрибуции медицинских изделий
В рамках отдельного направления мы также планируем заниматься дистрибуцией медицинских изделий на основе ИИ, в том числе разработанных сторонними компаниями. У билайна как у большой корпорации достаточно много компетенций — от создания продукта до его продвижения на рынке. Поэтому если мы встречаем хорошие продукты в области медицины с потенциалом для отрасли, то мы, естественно, стремимся им помочь. Наша помощь может быть разной. У нас, например, есть и инструменты дистрибьюторства, учитывая, что в билайне существуют развитые продажи, работающие с крупными и средними заказчиками в государственном и коммерческом секторе. Присутствуют также и такие инструменты, как инвестиции в лице внутреннего венчурного фонда «билайн Венчурс», который также вкладывается в перспективные проекты.
Про российский рынок медтеха
Рынок медтеха в России начал расти. Несмотря на все сложности, в Москве продолжается развитие радиологического эксперимента с применением ИИ, во многом благодаря Центру диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы. Мы очень надеемся, что к следующему году будет запущен аналогичный проект по созданию контура цифровой патоморфологии. Это как раз то направление, которое способно усилить достижения коллег по здравоохранению из регионов, улучшить качество услуг.
Если говорить об отличии российского рынка от зарубежных, то, например, рынок Китая пошел в область решений, которые регулируют обработку редких заболеваний. Мы же пошли в более массовые патологии. Это главное отличие России. На государственном уровне уже обсуждается внедрение второго мнения на основе ИИ в маммографии, а маммография — это одна из самых весомых проблем относительно диагностики. Мы отличаемся тем, что мы идем в области массового скрининга, где это действительно полезно.