Направление социального сиротства и помощи детям в детских домах — одно из самых популярных среди людей, которые хотят начать свой личный путь в благотворительности. Однако это сложная проблема, которая не решается просто сбором средств или приездом в детский дом с подарками. Команда BeeSOCIAL вместе с президентом фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Еленой Альшанской разобралась, как реформируются детские дома и какая именно волонтерская помощь нужна детям.

По данным фонда, около 75 тысяч детей в России живут вне семьи — в сиротских и других специальных учреждениях. 

Дети в учреждениях — это обычные дети, которые:

  • потеряли семью и переживают это;

  • могли не иметь никакого опыта привязанности;

  • испытывают чувство одиночества;

  • испытывают напряжение и тревогу;

  • могут находиться в депрессии;

  • возможно, переживали насилие;

  • чувствуют себя исключенными из общества;

  • привыкают получать из своего статуса «бонусы» (подарки, развлекательные мероприятия, жалость от посторонних людей, ждать от государства льгот и выплат и др.).

В 18 лет многие из них выходят в неизвестный им мир, в котором они еще не научились жить самостоятельно. Судьба каждого из них может быть другой. 

Реформирование системы сиротских учреждений

В России действует постановление правительства № 481 от 2014 года о реформировании сиротских учреждений по семейному типу. С этого момента размещение детей в таких учреждениях государство считает временной формой, так как появился приоритет на возвращение ребенка в семью или устройство его в приемную. Но изменения идут тяжело, и даже к сегодняшнему моменту далеко не все учреждения им отвечают. 

Основные изменения:

  • помещение ребенка в учреждение признано временной мерой до момента возвращения в кровную или устройства в приемную семью; 

  • жизнь детей в учреждении должна быть максимально приближена к семейной; 

  • дети должны учиться, лечиться и посещать досуговые организации вне стен учреждений; 

  • запрещены перемещения детей между учреждениями; 

  • братья и сестры не должны разлучаться; 

  • дети в группах должны быть разного возраста; 

  • учреждения для детей-сирот должны поддерживать связи с кровной семьей ребенка и вести работу по семейному устройству.

Почему это важно?

В детских домах все еще воспитываются тысячи детей, которые впоследствии станут частью нашего социума. Если ребенок до 16-18 лет живет в исключенной из общества и по-другому устроенной среде, ему очень сложно потом внезапно оказаться в нашем с вами социуме и находить свое место в нем. И здесь важно работать на опережение, предупреждать негативные последствия для ребенка, чтобы он дальше смог жить полноценной взрослой жизнью.

Среди основных причин, почему воспитанники подобных детских учреждений испытывают трудности в дальнейшем, можно выделить следующее:

  1. У ребенка есть базовая потребность в заботящемся «личном» взрослом. Чтобы в будущем уметь устанавливать долговременные отношения с людьми, у несовершеннолетнего должна сформироваться правильная привязанность к постоянному значимому для него взрослому. Именно поэтому в коллективной среде в полной степени невозможно обеспечить эту потребность. В результате у человека могут быть сложности в освоении родительской роли уже к своему ребенку. Из-за отсутствия индивидуального «своего» взрослого возникает высокий уровень тревоги, начинает активно вырабатываться гормон стресса. Кортизол, вырабатываемый регулярно, подавляет познавательную активность и может привести к задержке в развитии.
  2. Устройство самого учреждения не похоже на обычную жизнь в семье. Одинаковые коллективные рутины, отсутствие личного пространства, личных вещей, возможности сделать свой личный выбор — это все приводит к тому, что у ребенка не развивается самостоятельность, не развивается индивидуальность. Он перестает понимать, какие у него свои желания и потребности, и подстраивается под коллективную среду. Воспитанник редко делает что-то сам и существует в общем режиме, который не учитывает его индивидуальные потребности. Кроме того, жизнь на попечении целого обслуживающего коллектива и регулярных выездов спонсоров с подарками и праздниками развивает иждивенческие настроения и ожидания от жизни. Из-за этого во взрослом возрасте человеку трудно социализироваться, устраиваться на работу и взаимодействовать с окружающими людьми. Это влияет уже не только конкретно на него, но и на всех людей, с кем он будет строить отношения и налаживать рабочие и дружеские связи.

Что реально помогает детям?

Проекты/программы/действия, направленные на:

  • сохранение ребенка в кровной семье (часто нужна системная или разовая помощь семье); 

  • семейное устройство детей-сирот;

  • подготовка к самостоятельной жизни старших детей (наставничество, гостевой режим, помощь репетиторов, программы развития, клубы по интересам);

  • повышение шансов детей на самостоятельный выбор будущего — образование, профориентация;

  • психологическая реабилитация детей — терапия, арт-терапия, группы поддержки;

  • поддержка детей до и после выпуска — юридическая, социальная и психологическая помощь, индивидуальное общение, повышение компетенции, правовое просвещение, постинтернат во всех формах.

Что я лично могу сделать?

Универсальная формула оценки помощи детям-сиротам: задать себе вопрос: «Чем то, что я хочу сделать или делаю сегодня, поможет ребенку, когда он окажется за порогом детского учреждения один?»

Волонтерские направления:

Профилактика социального сиротства. Это помощь, направленная семье, которая оказалась в шаге от того, чтобы передать ребенка или детей в детский дом. Прошедшие специальное обучение волонтеры становятся постоянными кураторами — помогают семьям выйти из кризиса. Для этого с семьей составляется план, в рамках которого оказывается юридическая, психологическая, социальная, материальная и иная помощь. Волонтер также сопровождает семью в различные инстанции и оказывает другую необходимую поддержку. 

Волонтерский уход. Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, на время их пребывания в больницах. Присутствие волонтеров в учреждениях требуется постоянно: они кормят и переодевают детей, сопровождают на обследования, помогают с гигиеной и проводят развивающие и развлекательные мероприятия. 

Наставничество. В сиротских учреждениях воспитанник школьного возраста понимает, что все взрослые вокруг занимаются с ним за деньги, за зарплату. Воспитателю перестали платить — тот попрощался с детьми и уволился. Для ребенка важно понять, что есть и другой тип отношений. Волонтеры помогают в социальной адаптации детей-сирот старшего школьного возраста. На одного ребенка — один волонтер. Он подготавливает воспитанника к выпуску из учреждения, становится для него взрослым другом и осуществляет постинтернатное сопровождение. Кроме того, волонтеры-наставники помогают и детям с интеллектуальными и психическими нарушениям. Даже если такой ребенок не сможет выйти в самостоятельную жизнь, у него хотя бы будет близкий взрослый и появится больше шансов на развитие.

Содействие семейному устройству. Это помощь как отдельному ребенку в том, чтобы стать частью семьи, так и семье, которая хочет или уже стала приемными родителями. Особенно такая помощь актуальна тем, кто принял на воспитание детей с особенностями развития и редкими либо сложными заболеваниями. 

Pro bono. Это один из самых востребованных видов волонтерской помощи. Благотворительные организации и фонды часто не могут себе позволить нанять поддерживающих специалистов — юристов, дизайнеров, психологов, финансовых консультантов и других. Здесь зачастую не нужно напрямую контактировать с семьями и детьми; чаще это помощь самой благотворительной организации, чтобы она могла продолжать работать и выполнять необходимые функции.

Финансирование. Не все люди готовы взаимодействовать с семьями и детьми-сиротами, но можно поддерживать деньгами те организации, которые этим занимаются. Важно подписаться на регулярное пожертвование, чтобы организация могла планировать свой бюджет и продолжать стабильно оказывать помощь детям и семьям.

Как не навредить?

  1. Быть уверенным в своем решении. Главное — вовлеченность и ответственность. Если вы решаетесь на работу со взаимодействием с семьями и детьми, важно для себя понять, насколько серьезно ваше решение. Если это решение на эмоциях, то лучше выбрать другой способ помощи. Дело в том, что может произойти ситуация, когда после нескольких визитов к ребенку вы решите, что дальше продолжать не готовы — а так вы только подтвердите его представление о том, что в мире все чужие и он никому не нужен.
  2. Не быть одиночкой. Если есть намерение помогать, лучше не идти напрямую в детский дом, а «зайти» через благотворительную организацию, которая уже имеет экспертность в этой теме и сможет вас сопровождать. 

Горячая линия по семейному устройству

билайн — за системную помощь. Для фонда «Волонтеры в помощь детям» 10 лет назад мы открыли единый номер по решению проблем социального сиротства. Номер 800 700 88 05 стал первой федеральной горячей линией по семейному устройству. Она позволяет задать интересующий вопрос по теме семейного устройства абсолютно бесплатно из любого региона России. Она актуальна как для людей, которые только задумываются о семейном устройстве, так и для тех, у кого уже есть приемный ребенок.

Цель горячей линии — дать ответы на самые сложные вопросы для родителей в минуты отчаяния, когда кажется, что не справляешься и остался только один выход — отдать ребенка в детский дом. Психологи и группа помощи фонда «Волонтеры в помощь детям» для семей в трудной жизненной ситуации — тот спасательный круг, который уже не позволил тысячам детей попасть в сиротские учреждения. В 2022 году консультативную помощь по вопросам семейного устройства на горячей линии получили 3560 человек.

Фонды помощи детям-сиротам и их семьям есть во многих регионах страны. Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» тоже ждет волонтеров. Вы можете заполнить анкету или подписаться на пожертвование — выбрать для себя комфортный вариант и помогать действительно с пользой.

​Помогайте с душой, помогайте правильно!