Каждый месяц россияне получают сотни миллионов звонков от мошенников и спамеров. От нападений по телефону и онлайн не застрахован никто, причем злоумышленники часто оказываются хорошо оснащены и очень упорны. О том, что делать, если вас пытаются атаковать, рассказывает директор по антифроду Билайна Петр Алферов.

Мошеннические атаки — это один из главных вызовов безопасности в современном мире. Мало кто сейчас не знает, что это такое, но даже подготовленного человека можно выбить из колеи, если действовать нагло и напористо.

Поэтому атаки становятся всё мощнее. Они могут продолжаться по много часов — так, самая долгая атака, которую мы зафиксировали в 2024 году, длилась почти целый день: за это время мошенники пытались дозвониться до жертвы более 17 тыс. раз. Они могут быть очень интенсивными: во время одной из атак в апреле 2025-го потенциальной жертве за три часа поступило около 8 тыс. звонков. Подобные массированные нападения успешно отражает антифрод-система Билайна — так, что клиент даже не узнает о том, что ему что-то угрожало. Но важно иметь в виду, что аферисты могут быть весьма настойчивы, — и оставаться начеку, а также принимать дополнительные меры безопасности. Особенно если вы подозреваете, что кто-то нацелился на вас или ваших близких.

Если вам начинают поступать странные звонки от людей, которые представляются сотрудниками службы безопасности какой-то организации, или специалистами банка, или специалистами сотового оператора; если на ваш номер начинают сыпаться смс с кодами от мессенджеров, соцсетей или других онлайн-сервисов, от банков или с Госуслуг, которые вы не запрашивали, — это значит, что вас пытаются обмануть. Паниковать в этом случае не стоит, но нельзя и полностью игнорировать происходящее. А вот что точно стоит сделать.

  1. Сначала убедитесь, что вы можете войти в свою учетную запись на Госуслугах.
  2. Далее проверьте доступы в интернет-банкинг и личный кабинет мобильного оператора.
  3. После этого перезайдите в профили в мессенджерах и соцсетях. Просмотрите историю сообщений, чтобы удостовериться, что мошенники не отправляли рассылок по вашим контактам. В настройках мессенджеров зайдите в «Подключенные устройства» и прервите подозрительные сеансы.
  4. Обязательно установите везде новые надежные (и разные!) пароли и включите двухфакторную проверку, то есть дополнительный способ подтверждения входа с помощью пин-кода или по биометрии (такую возможность обычно дают банковские приложения). Это затруднит злоумышленникам доступ в аккаунты и защитит ваши данные на всех сайтах, на которые можно войти с помощью паролей.
  5. Если у вас есть проблемы с доступом к какой-либо учетной записи, срочно обращайтесь в поддержку соответствующего сервиса: портала Госуслуг, банка или соцсети. 

А если вы абонент Билайна, все перечисленные действия для вас схлопываются в одно: позвонить по номеру 0611 в Группу быстрого реагирования! Специалист ответит вам в течение минуты, разберется в ситуации и поможет снизить риски утечки важных данных.

Пользователи PRO-версии сервиса Билайна «Моя безопасность» уже сейчас могут получить компенсацию украденных денег, если неприятность всё-таки произошла. Для этого понадобится всего два документа и до пяти дней.

Но лучший сценарий, разумеется, тот, при котором ваши профили и деньги остаются в безопасности. Так что будьте внимательны, используйте надежные пароли и берегите персональные данные.