В части подготовки к внедрению сетей пятого поколения мы на протяжении нескольких лет готовим инфраструктуру: есть проект файберизации (строительство ВОЛС до базовых станций), устанавливаемое оборудование на радиосети 5G-ready, базовые станции отечественных поставщиков также обещают быть готовыми для быстрого перехода на 5G.

По разным оценкам, даже при отсутствии дополнительных обременений и платежей за спектр горизонт окупаемости инвестиций в 5G для массового рынка уходит за 10 лет. При наличии обременений, аукционов за спектр, окупаемость будет превышать 20 лет. Что приведёт к ситуации, когда сетям 5G ещё далеко до точки окупаемости, а уже требуется внедрять следующее поколение мобильной связи.

Как первый шаг для развития сети пятого поколения в стране мы поддерживаем идею технологической нейтральности для того, чтобы уже сейчас можно было на имеющихся частотных диапазонах начать с этим работать.

Если сравнить, как развивались технологии, то при переходе с 3-го на 4-е поколение спектральная эффективность (объём информации в битах, которую можно передать за одну секунду на 1 Гц-спектра) вырастала примерно в 4 раза. Благодаря чему, осуществляя рефарминг, операторы получают реальный значимый прирост ёмкости своих сетей, а значит, и скоростей для клиентов. При переходе с 4G на 5G такого эффекта нет, спектральная эффективность практически не меняется. Переход на 5G даёт много других преимуществ, но для роста ёмкости сетей обязательно требуются дополнительные частоты, чтобы обслуживать растущий объём пользовательского трафика.

Полностью согласны с другими операторами, что, несмотря на все трудности, необходимо продолжать работу по диапазону 3.5 ГГц. Выделения только диапазона 4.8-4.9 ГГц будет недостаточно. Когда начиналась работа по разработке отечественных базовых станций, мы часто слышали, что это должен быть конкурентоспособный продукт, который имеет экспортный потенциал. В большинстве стран используется глобальный диапазон 3.5 ГГц и востребовано оборудование для этих частот. Чтобы у отечественных производителей появился такой продукт, этот диапазон должен быть востребован на внутреннем, домашнем рынке.