58% абонентов билайна уверены, что покупка смартфона ребенку — вопрос его безопасности. Об этом говорят результаты опроса, проведенного единым центром исследований билайна. Вместе с тем смартфон может становиться причиной родительского беспокойства: кажется, будто ребенок проводит в телефоне все свое свободное время, игнорируя хобби и другие занятия.
билайн, который признан ComNews самым безопасным оператором*, задал психологу билайн университета, члену Ассоциации корпоративных психологов России Елене Кречко наболевшие вопросы родителей о том, почему дети злоупотребляют гаджетами, сколько можно проводить времени за экраном и что может помочь нормализовать ситуацию (психолог не является врачом, рекомендации носят общий характер).
— Почему дети все время сидят в смартфонах?
Причин, по которым дети часто сидят в мобильном телефоне или в другом гаджете, может быть много. Чаще встречаются следующие:
- Ребенок к такому поведению привык с самого раннего детства
Я наблюдала, например, подобную картину в московском метро, когда мама, чтобы малыш не капризничал во время поездки в транспорте, сразу же дала ему свой мобильный телефон и включила простую детскую игру. Малыш успокоился. Мама в этот момент беспокоилась о комфорте окружающих, поэтому ее действия понятны и естественны. Вместе с тем, нужно понимать, что это формирует у ребенка определенную связку между проявлением негативных эмоций в общественных местах и возможностью манипулирования поведением взрослого с целью получить телефон и поиграть в него.
- Ребенок повторяет поведение взрослых
Дети обучаются поведению в окружающем мире у своих близких, прежде всего — у родителей. Как? Путем подражания. Бывают ситуации, когда родители сами пребывают большую часть свободного времени в телефоне, не фокусируясь на ребенке целиком, в процессе общаясь с ребенком исключительно односложно, восполняя простые его базовые потребности: главное, чтобы был накормлен, одет и обут. Что скопирует ребенок в данной ситуации? Он будет искать общение в телефоне и общаться с родителями только на бытовые темы, копируя их поведение.
- Общение в интернете кажется ребенку более насыщенным
Дети обучаются общению в семье, однако это общение лимитировано родительским временем, посвященным ребенку, а также включенностью родителей в его жизнь, способностью поговорить на важные для него темы. Порой у ребенка может возникнуть ощущение, что в социальных сетях общение более яркое на эмоции, а может быть, и более безопасное.
— Что делать родителям, чтобы отвлечь ребенка от смартфона?
Самое главное — воспринимать ситуацию не как проблему, а как задачу, требующую вашего внимания. Важно понимать, что запреты пользования гаджетом не сработают — наоборот, они могут вызвать повышенный интерес и вызовут ухудшение ваших отношений.
Чтобы гаджет был ребенку другом и помощником, стоит внедрить новые правила. Они должны касаться всех членов семьи, а не только ребенка, и вводиться постепенно.
- Правило 1. Не используем гаджеты хотя бы за два часа до сна. Это правило должно касаться всех домашних. Оно может помочь в восстановлении нервной системы не только ребенку, но и взрослым, в обеспечении нормального, полноценного сна, что положительно повлияет на качество взаимоотношений и жизни в целом.
- Правило 2. Ограничиваем использование гаджетов за едой у всех членов семьи. Можно общаться друг с другом или просто фокусироваться на приеме пищи и вкусе блюд.
Важно поработать над тем, чтобы ребенок или подросток правильно использовал смартфон. Вы можете вовремя предотвратить развитие зависимого поведения и научить распоряжаться получаемой информацией или средством ее получения. Чтобы понять, как формируется зависимое от гаджетов и соцсетей поведение, можно посмотреть лекцию «FOMO, или страх упущенных возможностей» в «Открытом лектории» билайн университета).
— Сколько допустимо сидеть в смартфоне ребенку?
Согласно многочисленным российским и зарубежным исследованиям, длительное взаимодействие ребенка с мультимедийными устройствами негативно отражается на общем состоянии его организма – физическом и психоэмоциональном. Уверена, что вы и сами замечали повышение нервно-психического возбуждения у ребенка после длительного просмотра мультфильмов, компьютерных игр, фильмов, просмотра соцсетей.
При длительном использовании гаджетов у детей различного возраста прослеживаются:
- нарушение сна, а это – причина №1, которая приводит к последующим проблемам с поведением и успеваемостью;
- изменения зрения, которые могут потребовать использования очков для коррекции;
- психоэмоциональные изменения: такие диагнозы, как «гиперактивность» и «тревожность» ставятся детям, у которых имеется особое пристрастие к смартфонам и планшетам.
Количество экранного времени в день должно варьироваться с учетом возрастных особенностей, увлечений и потребностей ребенка. Об этом важно проконсультироваться с профильным специалистом.
В общем отмечу, что малышам в возрасте до двух лет прежде всего важна физическая активность и общение, любовь и забота близких. Детям от 2 до 10 лет нагрузка распределяется от 20 минут до 1 часа в день, плюс – все те же внимание и поддержка родителей. Подросткам можем увеличивать пребывание перед монитором до 2 часов в день. И это, опять же, не исключает внимания, доверия и поддержки родителей: этот фактор влияет на развитие ребенка и подростка больше, чем экранное время.
— Как обезопасить ребенка от нежелательного контента?
Для начала стоит использовать инструменты вроде родительского контроля и антивирусы, чтобы обеспечить безопасность ребенка в сети. Это хорошее решение, но стоит учитывать, что дети быстро учатся обходить ограничения. Важно обсуждать с ребенком, что не вся информация в интернете одинаково безопасна и полезна (при этом не пользуясь прямыми запретами – они могут сформировать нежелательный интерес).
Шаг 1. Познакомить ребенка с сетью как с любой другой сферой жизни
Первые шаги в сети детям важно делать вместе со взрослыми, которые в комфортной обстановке на примерах могут рассказать о возможных опасностях и проговорить, как можно поступить в той или иной ситуации. Так же, как стоит обсудить ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе, в спортивной секции или во дворе, где он гуляет с друзьями.
Шаг 2. Озвучить правила и объяснить, зачем они нужны
Важно создать определенные правила пользования сетью интернет и объяснить их ребенку так же, как объясняли и другие правила – например, почему важно чистить зубы и ухаживать за собой.
Шаг 3. Делиться с ребенком опытом посещения сети
Стоит рассказывать, чему вы научились и что полезного для своего развития приобрели, находясь на конкретном сайте или просматривая определенный источник. Таким образом, вы личным примером демонстрируете ценности, которые важны вам, и ребенок cкопирует это у вас в своем поведении.
Шаг 4. Приучите ребенка делиться с вами тем, в чем он не уверен
Начните сами чаще спрашивать мнение ребенка и делиться тем, в чем не уверены. Относитесь к его советам и мнению с уважением. Он скопирует и это тоже. Так, шаг за шагом, вы сформируете ценное в семье качество – доверие. Ситуация, когда в семье отсутствует доверие, а информация передается от родителя к ребенку голосом и поведением, полным тревоги и страха или грубой агрессии, может привести к неблагоприятным последствиям.
Важно понимать, что обеспечить безопасность и защищенность может сам родитель, начиная со своего ответственного и бережного поведения по отношению к своему ребенку. Для того чтобы ребенок переключил внимание со смартфона на реальное общение, нужно и самому пользоваться гаджетами умеренно, а также предлагать альтернативы: играть вместе в настольные игры, обсуждать события и планы, проводить больше времени на свежем воздухе вместе.