3 декабря — Международный день инвалидов. В этот день подчеркивают важность создания равных возможности для каждого. Для Сергея Кречетова, основателя проекта «Языки без границ», и его коллег это не просто слова. Его команда прошла путь от подготовки людей с инвалидностью к международным экзаменам по английскому и обучению глухих гидов до съёмок фильмов о культуре и кинопроектов, завоевавших десятки наград, с участием людей с ограничениями по слуху.
В преддверии этой даты Билайн поговорил с Сергеем о том, как люди с инвалидностью находят свой голос в профессии, творчестве и жизни.

— В теме инклюзии многие оказываются неслучайно. Как ты пришел в эту сферу?
— Вот у меня, как раз будто бы и случайно. Если и искать глубинную причину, почему я здесь, то, наверное, в детстве. Я вырос в семье врачей, где всегда видел сострадание к чужой боли, где человек мог сорваться среди ночи и поехать на помощь к другому.
Но как это вижу я: все началось с английского языка. Я и еще несколько педагогов обучали сотрудников в крупных компаниях выстраивать деловую коммуникацию на английском языке. В процессе этой деятельности, лет 10 назад, я оказался на одном мероприятии, где одна из организаций предложила обучить английскому языку людей с инвалидностью по зрению, по слуху и с другими особенностями. Я воспринял это как некий кейс, с которым было бы интересно поработать. За три месяца наши ученики должны были показать прогресс в обучении, но ничего не вышло. Это был провал. Мы использовали традиционный подход, который не сработал с людьми, имеющими те или иные особенности по здоровью. Эта ситуация стала для меня вызовом, и я хотел в ней разобраться.
— Судя по твоей деятельности, у тебя получилось.
— Да. Всё началось с изучения мировой практики. Начал общаться с центрами, которые принимают международные экзамены, и обнаружил, что существуют рекомендации по приему экзамена у людей с инвалидностью по слуху, по зрению, с нарушенной моторикой. Мы стали применять это на практике и готовить людей с инвалидностью к международным экзаменам, доводя учеников до отличного B2, и даже получили грамоту от Кембриджа. Поток у нас был маленький, так как всё-таки мы работали с конкретной категорией людей, поэтому лицензированным центром мы тогда не стали, так как важен объём. Но это не мешало нам развиваться и становится узнаваемыми.

— А технологии — это скорее барьер или помощник?
— С одной стороны, технологии дают мощные инструменты: программы озвучивания и чтения с экрана для слабовидящих, субтитры, и многое другое. С другой стороны, сейчас остро стоит вопрос о сохранении живого общения, человеческого. Тот же гид — это не набор сухих фактов, это эмоция, импровизация, шутка. Искусственный интеллект не заменит человеческой харизмы. Технологии логично использовать там, где они идут в помощь человеку, а не полностью исключают его.
— Как уроки по английскому языку превратились в настоящее кинопроизводство?
— Мы видели потребности учеников, — ведь за запросом на обучение английскому, как правило, стоит другой запрос, и чаще всего он о том, чтобы найти работу. Мы открыли курсы по подготовке экскурсионных гидов с особенностями по слуху. Это стало новым витком развития нашего центра. Было много трудностей, но в итоге мы лицензировались, выпустили потрясающих гидов, которые теперь успешно работают в Петербурге. А потом случился ковид. Люди перестали приходить в музеи, а те, кто не мог приезжать по другим причинам, остались вовсе без доступа к культурным событиям. Мы купили камеру и начали снимать короткие фильмы по выставкам — чтобы те, кто не может их посетить, могли бы увидеть экспозиции.
Вскоре появился надежный партнер, и мы стали снимать по 3–4 фильма в год о временных выставках, чтобы сохранить память о них и сделать культуру доступной. И так мы влюбились в кино.
Один из последних громких проектов, которым мы очень гордимся, — фильм «По следам Александра Невского». Это первый российский просветительский фильм-путешествие на русском жестовом языке, полностью озвученный слабослышащими людьми. Фильм был представлен на более чем 50 фестивалях, собрал более 20 наград и номинаций на международных кинофестивалях по всему миру.

— Расскажи про программы профессиональной ориентации для детей с инвалидностью. Как и почему вы пошли в эту историю?
— Когда мы думали над тем, как еще расширить возможности нашего центра и что еще он может дать людям с инвалидностью, логичным ответом стала работа с детьми. Мы уже помогаем взрослым осваивать английский язык, получать работу, и хотелось также помочь детям, имеющим те или иные ограничения по здоровью.
Это задел на будущее, то есть устойчивый вклад в работоспобность будущего поколения, в их самостоятельность, возможность себя обеспечивать. Чем раньше мы начнём работать с ними, тем увереннее они будут чувствовать себя во взрослой жизни; так у них формируется условная «картинка будущего», где есть шанс выбирать не только ремесленные профессии, но и рассмотреть другие специальности: гид, оператор, видеомонтажёр, SMM-специалист, тестировщик сайтов и многое другое.

— Какие профессии вы видите востребованными для людей с особенностями по слуху и зрению?
— Важно понимать, что нет раздельного рынка труда. Вот все, что актуально для здоровых людей, актуально и для тех, кто имеет ограничения по здоровью. К сожалению, не все еще это осознают, что человек с особенностями смотрит вакансии и находит работу на том же рынке труда, что и все. И конкурирует также со всеми. В вакансиях не будет пометки «доступно только для инвалидов» или «доступно только для людей без инвалидности», если мы не говорим о конкретных специальностях, где уровень здоровья и то, как ты видишь и слышишь, влияет на безопасность выполнения работы. Профессии же очень разные.
Наглядные направления — гиды, актёры, дикторы, ведение социальных сетей, блогинг. Есть также профессии, которые требуют адаптации, но вполне реальны: тестирование сайтов, монтаж видео и многое другое. Почему я говорю про адаптацию: важнейшим фактором становится то, кто людей будет готовить. Нужны смежные специализации, менторы, профессионалы своего дела, готовые узнать об особенностях обучения людей с инвалидностью.
Новая ниша, которую мы открыли для себя — актеры озвучки. Прямо сейчас у нас уже есть несколько учеников, которые проходят обучение в данном направлении и в дальнейшем смогут рассчитывать на развитие в этой сфере. И сейчас мы даже снимаем фильм про то, как люди с особенностями по слуху учатся работать со своим голосом и пробуют себя в закадровой озвучке.

И немного о подготовке. Мы готовим людей к реальному миру, где они должны быть востребованы, а значит, быть хорошими специалистами. Мы стремимся сподвигать их становиться мастерами своего дела, чтобы быть конкурентоспособными. Чтобы их не привлекали как волонтеров или с целью благотворительности, а брали на работу за их навыки.
— Насколько за 10 лет изменилась ситуация в теме инклюзии?
— Интерес к теме растёт — это факт. Если десять лет назад на рынке было несколько игроков и многие относились к этим вопросам холодно, сейчас уже ситуация совсем другая. Ее хорошо видно по президентским грантам, где с каждым годом растет количество заявок. Бизнес и общество всё чаще обсуждают ответственность и адаптацию. Однако этот прогресс неравномерный: в столицах есть проекты и специалисты, а в регионах — кадровый голод, отсутствие экспертизы и ресурсов. Но даже в больших городах и крупных компаниях я видел примеры, где инклюзия существует только для галочки.
Мое ощущение — инклюзия стала модным направлением для дискуссий, каких-то «околосветских», но как бы много мы ни говорили об инвалидах, они все равно как будто остаются за бортом реальной жизни. А самое главное, что никто из нас не застрахован оказаться в ситуации, где ты совсем уже под другим углом смотришь на жизнь и на то, какие возможности у тебя есть. Поэтому важно не только говорить, а делать ради самих себя, ради своих близких.
К тому же инклюзия выходит за рамки людей с инвалидностью — это вопрос универсального подхода к инфраструктуре, интернет-сайтам, к обучению. Есть множество вещей, которые считаются инклюзивными, но выгодны обществу в целом: различным категориям граждан, например пожилым людям, родителям с колясками, семьям с детьми, людям, имеющим ментальные особенности и многим другим.
— Многие компании сейчас хотят «войти в инклюзию». Что посоветуете им в качестве первых практических шагов?
- Определите цель. Если компания намерена трудоустроить ряд сотрудников с инвалидностью, то здесь работают трудовые отношения. Как ранее говорил, человека должны брать за его компетенции, несмотря на наличие или отсутствие инвалидности. Если компания хочет реализовать инклюзивный проект, надо понять, про что будет он и какой конечный итог компания хочет получить. А дальше смотреть, с кем из организаций, специализирующихся в данной теме, идти в эту историю.
- Начните с пилота. И лучше здесь и сейчас — с тем что есть. Малый масштаб и длительность дают понимание реалий. Сам факт того, что вы начнете, погрузитесь в тему и будете в ней прощупывать почву, уже сильно вам поможет. Идите короткими дистанциями, небольшими проектами, с четким результатом. Затяжные проекты выкачивают силы и деньги; после этого уже мало кто захочет повторить такой опыт. Поэтому если это бизнес-история, то нужно действовать прагматично.
- Обеспечьте сопровождение. Ваш путь сильно облегчит тот, у кого уже есть опыт. Найдите партнера с экспертизой, с пониманием проблематики и умения, как оценивать результат и проделанную работу.
Лучше сделать маленький шаг и исправлять ошибки по пути, чем ждать идеальных условий. Это то, что действительно позволит вам что-то важное сделать для инклюзивности, так как приложенные усилия уже будут драйвить повестку и что-то менять — даже внутри вас и вашей компании. И, конечно же, люди, на которых направлено все то, что подразумевает собой инклюзия, ждут изменений здесь и сейчас. Им уже нужна помощь, знания, работа, поддержка, и это нужно не через 5-10 лет, а сейчас.