В рамках сессии «Города — магниты» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам Билайна Константин Романов поделился ключевыми мыслями о развитии и будущем городской среды, роли технологий и людей, которые их создают.
Город как сервис
Мы, жители городов, привыкли получать услуги по одному клику. Но есть вещи, которые мы не замечаем, — это наш пользовательский опыт. Когда, например, мы приходим в поликлинику, в магазин и так далее и оказались в очереди или услышали в свой адрес какие-то не самые лестные слова. Казалось бы, вроде, это всё мелочи, но ведь они напрямую влияют на наш уровень внутреннего счастья.
За счёт технологий компьютерного зрения можно понять, что происходит в том же магазине или поликлинике. Например, вовремя позвать персонал за стойку, если пришли клиенты. Или за счёт речевых технологий услышать, что говорит персонал или что говорит клиент, оценить качество общения и уровень удовлетворенности. А если что-то идет не так, буквально в моменте иметь возможность среагировать управленческими решениями.
В наших проектах мы видели, как можно сокращать за месяц очереди и время обслуживания в два раза только за счёт вот таких решений. Жизнь людей может меняться благодаря полученным инсайтам за счёт технологий. И это действительно создаёт вау-эффект для клиента и очень сильно помогает монетизировать бизнесу отношения с клиентом.
Как геоаналитика помогает открывать станции метро
Другой пример — развитие городской инфраструктуры. Ни для кого не секрет, что, например, открытие станции метро — это дорогая история. Построить одну станцию метро стоит 7-10 млрд рублей. Это безумные деньги и очень долгий процесс, поэтому станции метро не появляются каждый день и в каждом городе.
Но благодаря геоаналитике этот процесс стал настолько эффективным, что новая станция в Москве получает трафик более 2 млн человек в месяц именно за счёт того, что правильно определили место, где её открыть. И все соседние станции, которые раньше входили, например, в топ-5 самых перегруженных, уже не входят в такой список. Это тоже один из примеров применения технологий и данных для принятия решений. Коллаборация бизнеса и государства позволяет улучшить тот самый пользовательский опыт, который влияет на каждого из нас.
Цифровые инструменты — кто драйвит этот процесс
Здесь важно понимать, что не сами по себе технологии что-то создают и реализовывают. Это делают люди с пониманием того, как можно применить ту или иную технологию. Соответственно, это — двустороннее движение как бизнеса, так и государства. Именно это позволяет создавать тот самый новый образ жизни, новый образ мышления и новый мир, в котором мы живём. Поэтому темпы развития и внедрение новых технологий зависят от всех участников и влияют также на всех.
О работе с данными
Бизнес уже научился работать с данными и понимать их ценность, и мы видим, что государство делает шаги навстречу. Появляется всё больше проектов, в которых государство открывает доступ к данным, чтобы бизнес развивал необходимые для людей сервисы. Я думаю, многие уже замечали в приложении банков информацию о штрафах за неправильное вождение или предложение оплатить какой-то счёт, например ЖКХ или налог. И пользователь видит эту информацию там, где ему удобно. Он может моментально совершить ту или иную оплату, не переключаясь между сервисами. Это круто и облегчает жизнь. Но мы всё ещё не находимся в той ситуации, когда все данные доступны и их легко получить. Нет, это не так, и это камень преткновения. Здесь много и регуляторных вопросов, и вопросов, связанных с безопасностью.
Как технологии помогают привлекать туристов в регионы
У нас был опыт, когда мы с регионами анализировали точки притяжения туристов: где они бывают и что им интересно. За счёт коллаборации с банками мы понимаем, на что туристы тратятся и что покупают. Эти данные позволяют государству выстроить коммуникационную стратегию с потенциальными посетителями региона, привлекая их в конкретные развивающиеся точки, которые были интересны похожему типу туристов. Мало потратить деньги в инфраструктуру, надо ещё рассказать об этом и знать, как и кому.
Коммуникация — недооцененный инструмент
Мы видим примеры, когда в инфраструктуру вложены огромные деньги, а никто об этом не знает. Казалось бы, хороший продукт продаёт себя сам. Но нет. Даже если вы сделали iPhone и не рассказали об этом, он так и останется на полке. Это особенно актуально для малого бизнеса, где создаются классные продукты, но нет денег на их продвижение. А между тем здесь и сейчас есть огромное количество инструментов донести эту информацию. Вопрос лишь в том, что не все понимают, какая сила в этом заложена. Все видят огромное количество блогеров, но не все понимают, как использовать взаимодействие с ними правильно. Нужно понять, на каких площадках твоя аудитория, кого она смотрит, что именно ей будет интересно и в каком формате. Это важная история, и от того, как ты выстроишь стратегию, зависит эффект коммуникации. А работает это правило для всех одинаково, как для большого и малого бизнеса, так и для государства.