На прошлой неделе, 3 августа, билайн провел митап для дизайнеров. Мероприятие прошло в гибридном формате и собрало 60 участников в офлайне и более 200 участников — в онлайне. Запись встречи можно посмотреть на YouTube-канале билайна.

Идея митапа внутри компании зрела давно: был запрос от самих дизайнеров. Нам хотелось расширить уже сложившееся комьюнити в билайне, поделиться экспертизой, обменяться опытом. Такие встречи — один из важных инструментов формирования экспертного сообщества и платформа для диалога специалистов. 

Антон Высоцких.png

Антон Высоких, руководитель центра компетенции по дизайну и пользовательскому опыту: «Центр компетенций по дизайну уже сейчас перерос в чаптер UX/UI дизайна. Мы занимаемся разработкой и сопровождением B2B-продуктов. На данный момент в команде работает более 30 человек. Миссия чаптера — создать лучшую экспертизу на рынке IT. Мы продвигаем экспертов, которых считаем нашим авангардом, и гордимся тем, что они работают в билайне. Митапы показывают, какими крутыми можно стать, находясь среди таких специалистов, перенимая у них опыт и транслируя свой».

О чем рассказали эксперты

Павел Александров, ведущий дизайнер в билайне: «Как генерировать творческие решения, решая правильные проблемы»

Павел Александров.png

«Дизайнеры издавна заботятся о разработчиках, создавая прототипы и проверяя их на соответствие техническим возможностям. Заботятся о продукте и его владельце, проводя исследования до выхода на рынок. Пришло время позаботиться о своем комфорте и навести порядок в мыслях при помощи методологии: «Как бы мы могли…» Как задать себе вопросы для решения проблем и генерации новых идей — тема моего выступления. Дальше —  больше и лучше: мы всерьез размышляем над тем, как бы мы могли дать постоянный доступ к нашим знаниям всем дизайнерам ;)» 

Павел Шарымов, дизайнер в билайне: «Как мы создавали анимации с помощью Figma»

Павел Шарымов.png

«На сегодняшний день Figma стала многофункциональным инструментом для выполнения различного рода задач, которые стоят перед дизайнером при проектировании интерфейсов. На митапе более детально рассмотрели этап внедрения анимаций: какие функции они выполняют, как добиться гармоничности в движении элементов интерфейса, как реализовать их без сторонних программ и передать в разработку.


От митапа остались только положительные эмоции. Особенно понравилось, что удалось не только поделиться собственным опытом, но и получить полезный фидбэк от профессиональной аудитории и посмотреть на решение привычных задач под другим углом».

Константин Вернигор, руководитель по качественным исследованиям в билайне: «Как «распаковать» потребности клиента»

Константин Вернигор.png

«На митапе я рассказывал про практику выявления потребностей клиентов с помощью качественных исследований. Уверен, что трудно переоценить значимость понимания клиента и его опыта, поэтому память об этом и регулярное изучение аудитории является гигиенической нормой для поддержания здоровья продукта.


Особенно запомнились вовлеченная и заинтересованная аудитория, а также прекрасная организация всего процесса, что вкупе привело к удовольствию от встречи.


Такой формат коммуникации важен не только для создания и укрепления связей, но и для обмена актуальным опытом в среде профессионалов».

Ксения Лукас, ведущий дизайнер в билайне: «UX на лету» 

Ксения Лукас.png

«Спич о том, как важно двигаться шаг за шагом в процессе проектирования продукта. Разобрали в режиме воркшопа живой кейс рождения продукта — от задумки до реализации. Важно получить практические навыки в таком непростом процессе, как исследование и анализ продуктового решения. Особенно интересно это сделать в рамках митапа, когда можно в команде единомышленников подискутировать и прийти к решению вместе».

Q&A

Как не уйти от идеи в процессе создания?

Паша Александров: Не бойтесь уходить от первоначальной идеи. Например, один из сервисов для любителей выпить, ориентированный на check in, столкнулся с тем, что никто не ставит геометку. Люди просто постили фотки. Так, вскоре появился всем известный популярный сервис для публикаций фотографий и видео. А еще одному продавцу кофе опостылела возня с продажей зерен, и он открыл кофейню, где на стаканах пишут имена посетителей. 

Как балансировать между генерацией творческих решений и сохранением бизнес-процессов в компании?

Паша Александров: Мне удалось понять две вещи. Первое: в одиночку невозможно балансировать между инновациями и «техдолгом». Необходимо постоянно синхронизироваться с владельцем продукта, аналитиком, разработчиками. Второе: дизайн-мышление — король этого процесса. Ошибаться нужно как можно раньше и больше: генерить новое и в сыром виде нести его в пункт выше нашего списка. Так, например, можно перенести часть исследований в онлайн-сервисы или перейти к визуальному отображению задач релиза вместо списка в Jira и так далее. 

Какие стратегии применяются в билайне для поддержки истинной свободы мысли и экспериментов?

Паша Александров: Ответственность. Истинная свобода — ясное представление ограничений и возможностей. Поэтому у нас порядок простой: придумал — докажи, покажи и приведи аргументы. Исследования приветствуются и поддерживаются, база пользователей и специалистов для интервью и тестирования — огромная, все возможности для этого есть. 

Как хороший дизайн усов помогает в решении UX-задач?

Паша Александров: Отличный вопрос! Главное — не посещать барбершопов, тогда усы научат бороться с маленькими трудностями и терпеливо радоваться постепенным достижениям ;)

В рамках работы над дизайн-системой какие задачи у вас самые любимые?

Паша Шарымов: Могу отметить этап тестирования. Исследования помогают выявить моменты, которые упрощают или усложняют дизайнерам работу с компонентами. Также во время тестирования интересно наблюдать, как коллеги совершенно по-разному взаимодействуют с дизайн-системой и в целом с Figma.

Какую роль в процессе понимания потребностей играет эмоциональная связь с клиентом?

Костя Вернигор: Эмоциональная связь на дистанции, комфортной для обоих участников интервью, позволяет получать искренние ответы. Это дает возможность лучше увидеть причины, лежащие за описываемыми действиями (почему поступил так, а не иначе). Этот же путь помогает лучше понять потребности человека.

Как задаются темы интервью? 

Костя Вернигор: Темы являются шагом операционализации цели исследования: если у вас есть центральный вопрос (например, понять проблемы на этапе регистрации, чтобы позже улучшить процесс для клиента и увеличить конверсию), то разбейте его на составляющие с помощью тем. Обычно идут от общего к частному. Например, так: сначала разогревающие вопросы, спрашивайте про общий опыт использования продукта, затем перейдите к обсуждению этапов использования продукта, уделите внимание процессу регистрации и перейдите к завершению. Темы — это операциональные ориентиры, которые помогают разложить проблему исследования по частям.

Если компания не использует методы интервью, как его лучше внедрить? Как проводить несколько интервью в день и не выгореть? 

Костя Вернигор: При внедрении нужно понимать, есть ли у бизнеса потребность в исследовательской функции (ведь не только интервью есть в наборе исследователя). Если вы понимаете, что есть, то имеет смысл подготовить визуальные материалы и попробовать рассказать стейкхолдерам ценность использования исследований на кейсах в рамках вашей компании. 

Как расположить к интервью — все как и в жизни: будьте открытыми, улыбайтесь, занимайте позицию новичка, не осуждайте и дайте человеку возможность говорить свободно и за себя. Важен опыт и интерес к профессии: в среднем исследователь уровня middle вполне комфортно может проводить по 4–5 интервью в день. К вопросу про выгорание — скорее нужно ориентироваться на собственные ощущения — это общая рекомендация. А так все индивидуально: зависит от человека, проекта и сроков.

​Используете ли вы тепловые пятна при исследованиях? Насколько они полезны?

Костя Вернигор: В рамках отдельных методов (например, в клик-тестах), да, конечно. Любой метод имеет ограничения и возможности. Тест «первого клика», например, помогает понять, как компоновать UI-элементы на экране, и отдельно подсвечивает заметность элементов. Для задач понимания компоновки коммуникации и элементов на экране — метод полезный.

​Часто в вакансиях требуют опыт проведения различных тестов. Как новичку получить этот опыт, если не работаешь в данной сфере?

Костя Вернигор: Читать книги. Есть хороший текст Think like a UX researcher — он, можно сказать, вводный; читать профильные телеграм-каналы (их много); общаться с коллегами из индустрии и нарабатывать опыт. Исследовательские агентства — хорошая школа в ремесле.

Есть потребности пользователей, а есть существующие технические ограничения и задачи бизнеса. Как это учитывать при формулировании user story? 

Костя Вернигор: В рамках исследований мы делаем больший акцент на клиентских потребностях и ожиданиях, ведущих к ценному результату. Технические ограничения — зона ответственности других коллег (например, архитекторов).

​В enterprise-разработке есть такая боль: респондента вытянули посреди рабочего дня и заставили пройти интервью, а он совершенно не хочет с тобой говорить. Что делать? 

Костя Вернигор: Заканчивать интервью, увы. Если в течение первых 10 минут вы понимаете, что никак не получается расшевелить человека, то нет смысла терять время. Стоит деликатно заканчивать разговор.

Спасибо всем участникам! Следите за нашими новостями и участвуйте в митапах билайна!

О чем рассказали эксперты Q&A Как не уйти от идеи в процессе создания? Как балансировать между генерацией творческих решений и сохранением бизнес-процессов в компании? Какие стратегии применяются в билайне для поддержки истинной свободы мысли и экспериментов? Как хороший дизайн усов помогает в решении UX-задач? В рамках работы над дизайн-системой какие задачи у вас самые любимые? Какую роль в процессе понимания потребностей играет эмоциональная связь с клиентом? Как задаются темы интервью?  Если компания не использует методы интервью, как его лучше внедрить? Как проводить несколько интервью в день и не выгореть?  ​Используете ли вы тепловые пятна при исследованиях? Насколько они полезны? ​Часто в вакансиях требуют опыт проведения различных тестов. Как новичку получить этот опыт, если не работаешь в данной сфере? Есть потребности пользователей, а есть существующие технические ограничения и задачи бизнеса. Как это учитывать при формулировании user story?  ​В enterprise-разработке есть такая боль: респондента вытянули посреди рабочего дня и заставили пройти интервью, а он совершенно не хочет с тобой говорить. Что делать?