На прошлой неделе, 3 августа, билайн провел митап для дизайнеров. Мероприятие прошло в гибридном формате и собрало 60 участников в офлайне и более 200 участников — в онлайне. Запись встречи можно посмотреть на YouTube-канале билайна.
Идея митапа внутри компании зрела давно: был запрос от самих дизайнеров. Нам хотелось расширить уже сложившееся комьюнити в билайне, поделиться экспертизой, обменяться опытом. Такие встречи — один из важных инструментов формирования экспертного сообщества и платформа для диалога специалистов.
Антон Высоких, руководитель центра компетенции по дизайну и пользовательскому опыту: «Центр компетенций по дизайну уже сейчас перерос в чаптер UX/UI дизайна. Мы занимаемся разработкой и сопровождением B2B-продуктов. На данный момент в команде работает более 30 человек. Миссия чаптера — создать лучшую экспертизу на рынке IT. Мы продвигаем экспертов, которых считаем нашим авангардом, и гордимся тем, что они работают в билайне. Митапы показывают, какими крутыми можно стать, находясь среди таких специалистов, перенимая у них опыт и транслируя свой».
О чем рассказали эксперты
Павел Александров, ведущий дизайнер в билайне: «Как генерировать творческие решения, решая правильные проблемы»
«Дизайнеры издавна заботятся о разработчиках, создавая прототипы и проверяя их на соответствие техническим возможностям. Заботятся о продукте и его владельце, проводя исследования до выхода на рынок. Пришло время позаботиться о своем комфорте и навести порядок в мыслях при помощи методологии: «Как бы мы могли…» Как задать себе вопросы для решения проблем и генерации новых идей — тема моего выступления. Дальше — больше и лучше: мы всерьез размышляем над тем, как бы мы могли дать постоянный доступ к нашим знаниям всем дизайнерам ;)»
Павел Шарымов, дизайнер в билайне: «Как мы создавали анимации с помощью Figma»
«На сегодняшний день Figma стала многофункциональным инструментом для выполнения различного рода задач, которые стоят перед дизайнером при проектировании интерфейсов. На митапе более детально рассмотрели этап внедрения анимаций: какие функции они выполняют, как добиться гармоничности в движении элементов интерфейса, как реализовать их без сторонних программ и передать в разработку.
От митапа остались только положительные эмоции. Особенно понравилось, что удалось не только поделиться собственным опытом, но и получить полезный фидбэк от профессиональной аудитории и посмотреть на решение привычных задач под другим углом».
Константин Вернигор, руководитель по качественным исследованиям в билайне: «Как «распаковать» потребности клиента»
«На митапе я рассказывал про практику выявления потребностей клиентов с помощью качественных исследований. Уверен, что трудно переоценить значимость понимания клиента и его опыта, поэтому память об этом и регулярное изучение аудитории является гигиенической нормой для поддержания здоровья продукта.
Особенно запомнились вовлеченная и заинтересованная аудитория, а также прекрасная организация всего процесса, что вкупе привело к удовольствию от встречи.
Такой формат коммуникации важен не только для создания и укрепления связей, но и для обмена актуальным опытом в среде профессионалов».
Ксения Лукас, ведущий дизайнер в билайне: «UX на лету»
«Спич о том, как важно двигаться шаг за шагом в процессе проектирования продукта. Разобрали в режиме воркшопа живой кейс рождения продукта — от задумки до реализации. Важно получить практические навыки в таком непростом процессе, как исследование и анализ продуктового решения. Особенно интересно это сделать в рамках митапа, когда можно в команде единомышленников подискутировать и прийти к решению вместе».
Q&A
Как не уйти от идеи в процессе создания?
Паша Александров: Не бойтесь уходить от первоначальной идеи. Например, один из сервисов для любителей выпить, ориентированный на check in, столкнулся с тем, что никто не ставит геометку. Люди просто постили фотки. Так, вскоре появился всем известный популярный сервис для публикаций фотографий и видео. А еще одному продавцу кофе опостылела возня с продажей зерен, и он открыл кофейню, где на стаканах пишут имена посетителей.
Как балансировать между генерацией творческих решений и сохранением бизнес-процессов в компании?
Паша Александров: Мне удалось понять две вещи. Первое: в одиночку невозможно балансировать между инновациями и «техдолгом». Необходимо постоянно синхронизироваться с владельцем продукта, аналитиком, разработчиками. Второе: дизайн-мышление — король этого процесса. Ошибаться нужно как можно раньше и больше: генерить новое и в сыром виде нести его в пункт выше нашего списка. Так, например, можно перенести часть исследований в онлайн-сервисы или перейти к визуальному отображению задач релиза вместо списка в Jira и так далее.
Какие стратегии применяются в билайне для поддержки истинной свободы мысли и экспериментов?
Паша Александров: Ответственность. Истинная свобода — ясное представление ограничений и возможностей. Поэтому у нас порядок простой: придумал — докажи, покажи и приведи аргументы. Исследования приветствуются и поддерживаются, база пользователей и специалистов для интервью и тестирования — огромная, все возможности для этого есть.
Как хороший дизайн усов помогает в решении UX-задач?
Паша Александров: Отличный вопрос! Главное — не посещать барбершопов, тогда усы научат бороться с маленькими трудностями и терпеливо радоваться постепенным достижениям ;)
В рамках работы над дизайн-системой какие задачи у вас самые любимые?
Паша Шарымов: Могу отметить этап тестирования. Исследования помогают выявить моменты, которые упрощают или усложняют дизайнерам работу с компонентами. Также во время тестирования интересно наблюдать, как коллеги совершенно по-разному взаимодействуют с дизайн-системой и в целом с Figma.
Какую роль в процессе понимания потребностей играет эмоциональная связь с клиентом?
Костя Вернигор: Эмоциональная связь на дистанции, комфортной для обоих участников интервью, позволяет получать искренние ответы. Это дает возможность лучше увидеть причины, лежащие за описываемыми действиями (почему поступил так, а не иначе). Этот же путь помогает лучше понять потребности человека.
Как задаются темы интервью?
Костя Вернигор: Темы являются шагом операционализации цели исследования: если у вас есть центральный вопрос (например, понять проблемы на этапе регистрации, чтобы позже улучшить процесс для клиента и увеличить конверсию), то разбейте его на составляющие с помощью тем. Обычно идут от общего к частному. Например, так: сначала разогревающие вопросы, спрашивайте про общий опыт использования продукта, затем перейдите к обсуждению этапов использования продукта, уделите внимание процессу регистрации и перейдите к завершению. Темы — это операциональные ориентиры, которые помогают разложить проблему исследования по частям.
Если компания не использует методы интервью, как его лучше внедрить? Как проводить несколько интервью в день и не выгореть?
Костя Вернигор: При внедрении нужно понимать, есть ли у бизнеса потребность в исследовательской функции (ведь не только интервью есть в наборе исследователя). Если вы понимаете, что есть, то имеет смысл подготовить визуальные материалы и попробовать рассказать стейкхолдерам ценность использования исследований на кейсах в рамках вашей компании.
Как расположить к интервью — все как и в жизни: будьте открытыми, улыбайтесь, занимайте позицию новичка, не осуждайте и дайте человеку возможность говорить свободно и за себя. Важен опыт и интерес к профессии: в среднем исследователь уровня middle вполне комфортно может проводить по 4–5 интервью в день. К вопросу про выгорание — скорее нужно ориентироваться на собственные ощущения — это общая рекомендация. А так все индивидуально: зависит от человека, проекта и сроков.
Используете ли вы тепловые пятна при исследованиях? Насколько они полезны?
Костя Вернигор: В рамках отдельных методов (например, в клик-тестах), да, конечно. Любой метод имеет ограничения и возможности. Тест «первого клика», например, помогает понять, как компоновать UI-элементы на экране, и отдельно подсвечивает заметность элементов. Для задач понимания компоновки коммуникации и элементов на экране — метод полезный.
Часто в вакансиях требуют опыт проведения различных тестов. Как новичку получить этот опыт, если не работаешь в данной сфере?
Костя Вернигор: Читать книги. Есть хороший текст Think like a UX researcher — он, можно сказать, вводный; читать профильные телеграм-каналы (их много); общаться с коллегами из индустрии и нарабатывать опыт. Исследовательские агентства — хорошая школа в ремесле.
Есть потребности пользователей, а есть существующие технические ограничения и задачи бизнеса. Как это учитывать при формулировании user story?
Костя Вернигор: В рамках исследований мы делаем больший акцент на клиентских потребностях и ожиданиях, ведущих к ценному результату. Технические ограничения — зона ответственности других коллег (например, архитекторов).
В enterprise-разработке есть такая боль: респондента вытянули посреди рабочего дня и заставили пройти интервью, а он совершенно не хочет с тобой говорить. Что делать?
Костя Вернигор: Заканчивать интервью, увы. Если в течение первых 10 минут вы понимаете, что никак не получается расшевелить человека, то нет смысла терять время. Стоит деликатно заканчивать разговор.
Спасибо всем участникам! Следите за нашими новостями и участвуйте в митапах билайна!