Облик мира производства менялся семимильными шагами на протяжении нескольких веков. От простых плугов до автоматических беспилотных тракторов-землепашцев прошло не более двухсот лет, а активное применение роботизации началось всего меньше полвека назад. Так что же нас ждет в будущем и какие горизонты применения новых технологий открываются для нас как оператора связи уже сейчас?

Как новые технологии меняют рабочие процессы?

Использование новых инструментов и оптимизация работы в любой сфере позволяет достичь новых рекордов в показателях. При этом исполнитель не всегда должен быть погружен в технологическую сторону того или иного инструмента. Все эти новшества со временем превращаются в «черные коробочки» со входами и выходами, или инструкцией того, как можно применить технологию, чтобы получить тот или иной результат. Для человека из прошлого все это было бы невообразимо и похоже на магию, но для нас — это реальность, за которой стоит кропотливый труд большого количества людей.

Технологии построения и предоставления услуг связи также преобразились. Сейчас часто новые разработки шокируют даже опытного специалиста. Особенно удивляет, когда большой и сложный механизм управляется простыми движениями. Большую роль в реализации таких решений играет автоматизация процессов.

Простые и сложные процессы можно описать алгоритмами. Они позволяют машине выполнять рутинные операции, сделать процесс работы более эффективным и автоматически решать даже сложные задачи, да еще и с проверками на корректность. В результате это разгружает сотрудников и позволяет направить их ценное время на создание чего-то важного.

Можно ли использовать этот подход в управлении транспортной сетью?

Транспортная сеть (ТС) — это система передачи данных, которая обеспечивает связь между различными элементами телекоммуникационной инфраструктуры. Она не только дает нам возможность звонить своим близким и обмениваться смс-сообщениями, но и пользоваться интернетом.

От конфигураций транспортной сети зависит и скорость передачи информации. Число пользователей 4G ежегодно растет — вместе с этим растет и объем трафика, который проходит через транспортную сеть. Важно, чтобы вся необходимая информация без задержек передавалась через транспортную сеть к конкретному клиенту билайна. Изменения в конфигурации ТС также регулярно требуются и в других задачах (например, реализовать услугу под запрос бизнеса).

Для этого в каждой локации, где это необходимо, специалисты билайна проводят большой пул работ, чтобы переконфигурировать оборудование — создание проекта под каждую новую точку, погружение в суть требуемых изменений и их детали, введение информации и применение ее на оборудовании. Это отнимает много высококвалифицированных человеко-часов, которые можно было бы направить на оптимизацию сети и улучшение сервиса.

А что если создать систему, которая сама продумывает схему реализации конкретной услуги и задает необходимые изменения в конфигурации оборудования? Мы увидели в этом перспективную задачу и начали ее прорабатывать.

Руководством дирекции по развитию мультисервисной сети совместно с дирекцией по стратегии и долгосрочному планированию развития сети была организована рабочая группа. Ее цель — продумать механизм, условия и инструменты реализации автоматизации управления транспортной сетью, оценить срок реализации этих механизмов с учетом развития сети и технологий, а также подготовить старт проекта по их внедрению. Простыми словами, придумать и реализовать оркестратор по управлению транспортной сетью, который разгрузил бы сотрудников.

Что сможет делать оркестратор по управлению транспортной сетью?

Основные функции оркестратора позволяют управлять сетевой инфраструктурой через адаптированные под оператора интерфейсы, с отображением сервисов, событий и планируемых изменений. Это позволит наглядно и оперативно применять конфигурации на сетевые элементы. Также через встроенные протоколы оркестратора внешние системы смогут передавать данные на применение конфигураций согласно проектам из большинства бизнес-систем, что позволит автоматизировать бизнес-процессы, высвободить ценные ресурсы на более важные задачи для развития сети и ускорить реализацию проектов.

Как это устроено технически?

В качестве первоначальных задач были выбраны основные операции предоставления B2B-сервиса и подключение мобильной базовой станции на транспортной сети MEN. Как перспективный инструментарий — платформы Ansible и GIT, так как многие функции уже реализованы в этих платформах с открытым кодом для большинства сетевого оборудования. Эти продукты относятся к классу Open Source, то есть являются бесплатными и дополняемыми: как коллегами по сфере деятельности, так и самими производителями оборудования. Также они хорошо известны инженерам-автоматизаторам и прекрасно комбинируются в сложные системы для организации бизнес-процессов, подходящих под требования компании.

Основная схема автоматизации процесса на начальном этапе — это реализация конфигурации оборудования после проведения планирования схемы подключения в системе разработки и учета проектов. То есть проектировщик, создавая проект и вводя изначальные данные, фактически подготавливает конфигурацию оборудования, которая после проверки специалистом операционного центра может быть разрешена к применению на сеть.

Что дальше?

В дальнейшем предполагается реализовать полный функционал сервисного оркестратора, когда система будет сама по шаблону определять схему реализации конкретной услуги, например L3 VPN (канал связи), и сама делать необходимые изменения в конфигурации оборудования.

Предстоит большая работа по проработке алгоритмов для различных производителей оборудования, типов оборудования, версий программного обеспечения. Это все может облегчить использование уже готовых и пополняемых библиотек Ansible, а скрипты для автоматизации пишутся на широко известном языке Python в структуре псевдокода.

Также предстоит провести стандартизацию настроек на сети и инвентаризацию сервисов — без этого невозможно применять автоматические алгоритмы на оборудовании, так как изменение без проверок и понимания состояния ресурса элемента сети может привести к критическим ошибкам и перерывам сервиса.

В итоге мы можем получить: стандартизированную сеть, удобный инструмент интеграции и задел на создание автоматической системы управления сервисами.

Существует множество споров на тему, можно ли доверять машине влияние на бизнес-систему. И ответом этому могут служить автоматические управления самолетами, автомобилями и космическими кораблями, от которых зависят жизни людей. И связь — это еще одна ниша, где автоматизация процессов может сыграть важную роль в развитии отрасли, сервисов и клиентского опыта. 

Как новые технологии меняют рабочие процессы? Можно ли использовать этот подход в управлении транспортной сетью? Что сможет делать оркестратор по управлению транспортной сетью? Как это устроено технически? Что дальше?